Минэкономики сообщает о том, что 58% предприятий на Украине сталкиваются с проблемами поиска квалифицированного персонала, что указывает на нехватку квалифицированных работников на рынке труда, согласно опросу, проведенному среди руководителей предприятий в феврале-марте 2024 года.
Половина респондентов отметила сокращение количества сотрудников на предприятиях, 15% заявили, что численность работников уменьшилась более чем вполовину, а 11% — вынуждены отказываться от заказов, из-за невозможности заполнить вакансии.
Ситуация сложная во всех отраслях. Например, в металлургии, дававшей в лучшие годы до 20% валютной выручки Украине. По данным Федерации металлургов Украины, за 2022 год среднесписочное количество штатных работников на предприятиях горно-металлургического комплекса сократилось со 126 тыс. до 80 тыс. чел., а в 2023 году этот показатель снизился еще до 71,1 тыс. чел.
Об угрозе существования компании заявил исполнительный директор завода «ArcelorMittal» — крупнейшего украинского производителя стали, Мауро Лонгобардо: «За последние 2 года из 18 тыс. сотрудников завода мобилизовали 3,5 тыс., погиб примерно 151 человек, еще 38 считаются пропавшими без вести».
Примерно 10-15% от числа работников металлургических предприятий уже отправлены в ВСУ. В ГМУ на сегодняшний день открыто 4000 вакансий. Не «помогло» падение объемов производства на 70% в 2022 году и утрата 40% сталеплавильных мощностей.
По данным главы украинской Федерации работодателей Руслана Ильичева, на каждом промышленном предприятии мобилизовали более 10% сотрудников.
Проблема с кадрами не только во всех отраслях промышленности, она затронула и торговлю, сферу культуры, правоохранительные (если их так можно назвать на Украине) органы.
И если дефицит кадров в «женских» профессиях (медсестры, продавцы, воспитатели) обусловлен в большей степени отъездом украинок за рубеж, то в остальных случаях нехватка рабсилы вызвана в первую очередь смертельной угрозой для мужской части населения — мобилизацией.
Исполняя приказы своего вашингтонско-лондонского начальства, Зеленский потребовал мобилизовать до 50% личного состава силовых структур — Национальной полиции, прокуратуры, МЧС и пр. Можно только представить, какая криминогенная обстановка будет на Украине, когда полицаев отправят на убой. От них и так толк был небольшой, но всё-таки на бытовом/уличном уровне многие конфликты гасились их присутствием. Теперь можно будет ожидать роста преступности и от «воякив», вернувшихся по каким-то причинам с фронта, и от тех, кто днём прячется от ТЦКашников, а ночью может выйти на «Большую дорогу» при отсутствии иных вариантов заработка.
Вероятно, только охотников за головами из ТЦК не затронет сокращение штата — они сейчас самые ценные «труженики» на Украине.
Сообщают и о страданиях украинских театров. Впрочем, для населения это скорее позитив — не будут лишний раз загаживать мозги публике, современной «культуркой», ставшей на Украине частью отрасли геббельсовской пропаганды. Так, худрук Черниговского областного драмтеатра Андрей Бакиров сообщил, — «Вызвали 34 военнообязанных работника театра, в том числе актеров и технический персонал. После визита в ТЦК, некоторые из них сразу же отправились на военные учения. А в театре остались только те, у кого есть бронь, то есть студенты и пенсионеры. Наш театр непонятно на какое время, но будет закрытым. Мы практически ничего не можем делать».
Из Николаева сообщают о сокращении количества общественного транспорта на городских маршрутах из-за мобилизации. В киевском метрополитене увеличили интервалы движения поездов по той же причине.
На проблемы в коммунальном хозяйстве жалуется мэр-нацист бывшего Днепропетровска, Борис Филатов. В своем ТГ-канале он сообщил: «Скоро может остановиться общественный транспорт, и некому будет работать на водоканалах и «Теплоэнерго»». И призвал к «справедливому бронированию профильных специалистов». Интересно, что такое справедливость в сознании нациста?
Особенно позитивно звучит новость о том, что предприятия ВПК Украины сообщили правительству об угрозе срыва оборонных заказов из-за мобилизации своих рабочих, несмотря на право бронировать от призыва до 100% персонала. По информации украинских СМИ, более 40 предприятий столкнулись с такой проблемой, среди них производители снарядов, артиллерии, ракетного оружия, РЭБ. ТЦК, так держать!
Но это ещё и подыгрывание зарубежным партнёрам Украины — киевский режим должен пользоваться вооружением, поставляемым Западом, а не производить своё. И всех сотрудников можно отправить на фронт — как раз для того, чтобы воспользоваться западным оружием.
ТЦК ситуацию усугубляют: с одной стороны, есть дефицит кадров на предприятиях, даже в ВПК, с другой — очень высокая безработица. Причем, безработица и официальная высокая, и скрытая. По итогам 2023 года Украина оказалась в десятке стран мира с самым высокой безработицей: 21,1%. Минэкономики прогнозирует снижения уровня безработицы в 2024 году, до 19%, в 2025 – до 16,9%.
ТЦК и Минцифры отбили охоту теми, кто ищет работу, официально регистрироваться в качестве безработных. Они обязали центры занятости заниматься доносами на безработных. А те, кто остался на Украине, предпочитают искать подработку неофициально, или вообще сидеть на шее у жены и пенсионеров-родителей, но только бы не попасть под мобилизацию.
Получается отличный замкнутый круг — спрос на рабсилу есть, есть люди, нуждающиеся в работе, но между двумя этими явлениями находятся людоловы, готовые перехватить любого, кто решит двинуться из своего убежища за заработком.
Похоже, что режим пожирает сам себя. Но в этом процессе догорают остатки населения Украины, на радость Запада, оставляя выжженную землю, на некогда цветущей земле…
Александр Дудчак, кандидат экономических наук, участник Движения «Другая Украина»