Удивительно, но киевляне и сейчас ведут споры о том, достоин ли “Земеля” снова стать мэром.
Ровно 10 лет назад Виталий Кличко, баллотируясь в мэры Киева, обещал превратить его в настоящую Европейскую Столицу. Но годы спустя можно подвести уверенный итог: даже тот город, который мы знали по домайданным временам, кажется сияющим бриллиантом на фоне нынешней клоаки.
Один из лидеров Майдана, который киевляне кормили домашними котлетками и супами, последовательно распродал под застройку городскую землю (включая парки и территорию, непригодную для строительства жилья), уничтожил почти все крытые рынки, ухудшил ситуацию с пробками, еще больше запутал транспортную сеть, продавая разрешения на работу частным маршрутчикам.
А главное – выстроил такие коррупционные схемы, которые его предшественникам даже не снились.
Киевляне же с завидным упорством помогали ему всё это делать, последовательно переизбирая. Если бы не военное положение, в нынешнем году он бы баллотировался уже в третий раз. И вполне возможно, победил бы снова. Даже несмотря на то, что во всех текстах, посвященным десятилетию его деятельности на посту, чуть ли не единственным достоинством мэра называют то, что он «не сбежал» после 24 февраля 2022 года.
При этом ни для кого не секрет, что Виталий оказался во главе Киева в результате дележа власти между постмайданными деятелями и его убрали из президентской гонки просто чтобы глуповатый, но энергичный спортсмен не путался под ногами. Киевляне же с нежностью относились к легендарному боксеру, и на этом кредите доверия он начал превращение столицы в нынешние трущобы, отдаленно напоминающие уютный и зеленый город из прошлого.
Коррупционный марш
«Не допустим к управлению городом лиц, причастных к коррупции, хищению городской собственности, нарушениям прав и свобод граждан и давлению на бизнес», — обещал Кличко в своей предвыборной программе.
И свое обещание он выполнил. «Новая метла» безжалостно вымела из городской власти старые кадры, чтобы передать все кресла (а заодно и наработанные коррупционные схемы) новым «смотрящим» и зарабатывающим.
Часть этих забот, разумеется, взял на себя сам Виталий, и имел некоторый успех. В частности, заработав на имение площадью в 750 кв.м в Гамбурге. Покровительство самозахватам земли, давление на горсовет с целью обрезать парки или изменить целевое назначение участков, – все это многократно становилось предметом шуток «95 квартала» и других комиков, найдя отражение в прозвище «Земеля», которым его наградили создатели политического мультфильма «Сказочная Русь».
Чтоб ничто не мешало раздавать землю направо и налево, Кличко в течение 10 лет тормозил принятие Генплана строительства в Киеве. В результате, хаотичная застройка, обогатившая мэра, обернулась для города настоящим бедствием.
И дело не только в изменившемся до неузнаваемости ландшафте и появлении уродливых построек в исторических районах, не имеющих ничего общего с архитектурным ансамблем. Перебои с водой, электричеством и канализацией из-за того, что старые советские коммуникации, к которым подключали новые микрорайоны, не справлялись с возросшей нагрузкой.
Забетонированные ради увеличения площади новостроек ливневки, из-за которых Киев во время каждого дождя превращается в маленькую Венецию (без гондол). И, наконец, дикие пробки, поскольку дороги к новым домам никто не расширял и даже не прокладывал.
Это лишь малый перечень проблем, созданных непосредственно крепкими боксерскими руками.
Впрочем, не всё «Земеля» делал сам. В 2021 годуГосбюро расследований опубликовало информацию о том, что системная коррупция Киевской госгорадминистрации каждый год наносит столице ущерб на общую сумму в 10 млрд грн – то есть, в среднем съедает около 1/7 городского бюджета.
В 2023 г. антикоррупционеры разоблачили схему хищения 10 млн грн на ремонтах городских дорог. Эти деньги, среди прочих, поделили между собой директора «Киевгорстроя» и «Киевавтодора».
А совсем недавно, в 2024 году, оказалось, что бывший глава Киевского метрополитена Руслан Брагинский, проработавший бок о бок с мэром все эти годы, заработал несколько миллионов долларов. Расследование еще не окончено. Но список деяний киевских чиновников под прикрытием Кличко продолжает пополняться.
Велосипед и другие виды городского транспорта
К 2015 году Киев задыхался от автомобилей, стоявших в пробках и припаркованных на всех без исключения тротуарах и газонах в центре.
«Создадим приоритет пешехода и велосипедиста над автотранспортом», – обещал новый мэр, и даже напоказ катался на велике всем на потеху. Советники без устали разрабатывали презентации, в которых расписывали, как хорошо было бы построить паркинги вокруг центра, пустить побольше коротких маршрутов муниципального транспорта и построить везде велодорожки.
В итоге, ничего этого не случилось.
Зато появился запрет парковки на тротуарах и в центре поставить машину стало негде. А, кроме Крещатика по выходным дням, пешеходной на все дни недели стала часть Подола, объехать которую весьма проблематично.
То есть, была создана идеальная ситуация для построения карательных схем. Следом же был проведен «тендер», в котором победили две близкие мэру автоэвакуирующие компании и в карман Кличко снова полился золотой дождь.
В лозунг о приоритете человека и общественного транспорта над пешеходом входило и развитие транспортной инфраструктуры, позже дополненное обещанием построить пять станций метро на левый берег и ветку в район Виноградарь.
В итоге «метро на Троещину» как было, так и осталось мемом, означающим что-то, чего никогда не произойдет. И мало того, что Кличко стал первым городским головой при котором не было построено ни одной новой станции. При нем еще и пришлось закрыть те, которые были запущены ранее, потому что никто не догадался их правильно обслуживать.
Шесть станций прекратили работу полгода назад из-за подтопления, что отнесли к проколам прежней власти – мол, построили плохо. И ничего, что за всё «кличкомэрство» в метрополитене не проводилось ни одного капремонта. Зато в юбилейной инфографике пиарщики мэра отчитались, как «адаптировали» к украинской действительности 11 старых советских вагонов, списанных в Варшаве.
Для сравнения: в Москве за это же время было построено более 80 станций метро. И даже в Минске, с населением на один миллион человек меньшим, чем в Киеве, была построена новая линия метрополитена с четырьмя станциями и до конца этого года будут открыты ещё три.
По городским дорогам до сих пор продолжают бегать частные старые маршрутки-душегубки, а об электробусах и прочих достижениях цивилизации, включая электронные табло с расписанием транспорта, никто даже не заикается.
Зато новую схему транспортных маршрутов для Киева разрабатывал не лишь бы кто, а специалисты Всемирного банка еще в 2015 году. Впрочем, из горы данных там рекомендаций выполнены только две: запущен один автобусный и один троллейбусный маршрут.
Кроме того, количество новых развязок, построенных в Киеве при майдановском мэре, беспрецедентно – ноль.
А «декоммунизация» мостов и путепроводов стало очередной городской байкой. Так в 2017 году, по меткому выражению Кличко, «устал» Шулявский мост, часть несущей конструкции которого обвалилась. В свою очередь, Дегтяревский путепровод, построенный еще в 1963 году, дождался внимания только в июне 2023 года, но уже в сентябре новые пролеты рухнули, отодвинув окончание ремонта на полгода и увеличив его стоимость до миллиарда гривен.
Наконец, вспомним знаменитый долгострой – Подольско-Вознесенский мост, который пытаются возвести уже больше 30 лет. Кличко обещал не просто закончить его, но и пустить скоростной трамвай и метро. Открыть мост (разумеется, без метро и трамвая) удалось только к концу 2023 года.
Правда, официально он так до сих пор и не введен в эксплуатацию, да и переправа работает незаконно и не для всех. Но по сравнению с уголовными делами по другим объектам это мелочи. Как и в сравнении с главными мостами, соединяющими два берега Днепра.
«Мост Метро — аварийный, мост Патона — аварийный, мост Южный — аварийный. Мост Патона и мост Метро — аварийность 5-го уровня. Ими нельзя пользоваться уже», — говорит экс-советник Кличко Максим Бахматов.
Тем не менее, других вариантов нет, поэтому мостами активно пользуются, а они продолжают медленно разрушаться. И то – спасибо советским инженерам, заложившим в них невероятный запас прочности.
«Идите и страдайте»
Если «декоммунизация» советских дорог, метро, мостов и путепроводов происходит сама по себе, за счет естественного разрушения, то в переименовании рассыпающегося наследия и сносе памятников Кличко опередил всех. Киевляне, давно не бывавшие в городе, теперь бы в нем заблудились.
Только за первую каденцию мэра в городе переименовали 219 улиц, площадей, бульваров и проспектов. В 2022 г. по принципу «назло врагам козу продам» «декоммунизировали» еще 237 и снесли более 70 памятников, оставив торчать пустые, изрисованные уродливыми граффити постаменты.
И это еще не конец, переименования и сносы продолжаются.
К примеру, проспект им. генерала Ватутина, освобождавшего Киев от немцев, теперь носит имя Романа Шухевича, сотрудничавшего с абвером. Московский проспект переименован в проспект Степана Бандеры – лидера ветви ОУН (запрещенная в РФ террористическая организация), работавшего на нацистов и устраивавшего еврейские погромы.
На фоне общей разрухи и уничтожения топонимики особенно заметны и новые неподъемные тарифы ЖКХ, и нищие обветшавшие больницы, работающие на голом энтузиазме, и острая нехватка школ и детских садов.
Впрочем, мэру они и не нужны: его дети являются гражданами США и не живут в Украине. Да и Кличко, отсидев очередной мэрский срок, наконец-то сможет уехать к семье на Запад, как это годами делала и политическая, и спортивная элита Украины.
Тем более что здесь он уже сделал все, что мог – превратил уютный, красивый, ухоженный зеленый Киев в уродливо застроенный, грязный город с ямами на дорогах, потопами и аварийной канализацией, внезапно превращающей улицы в зловонные реки. Так что даже странно слышать от киевлян споры о том, что Кличко можно было бы «оставить еще на один срок».
Пожалуй, тут уместно будет мысленно вернуться на десять лет назад и честно сказать людям, которые сами загнали себя своими решениями в состояние ничтожества: вы ведь этого сами искренне хотели.
Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов