Нестройный хор голосов - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Нестройный хор голосов

17 июня

«Мирный саммит» Зеленского оказался глупой идеей, обреченной на провал.

Весь пар ушел в гудок.

В сухом остатке, саммит мира «имени Зеленского», собранный в прошлую пятницу вечером в Швейцарии, на фешенебельном курорте Бюргеншток собрался для обсуждения предложений Владимира Путина. Российский лидер сработал на опережение, заявив, что Москва готова проводить мирные переговоры по Украине, если Киев выведет свои войска с территории новых российских регионов и объявит об отказе вступать в НАТО.

Причём речь идёт не о временном перемирии, а о полном прекращении конфликта.

Безусловно, сторона организаторов немедленно заявила, что такие предложения неприемлемы. Однако, еще до того, как саммит начался, уже было понятно, что просроченного украинского президента ожидает полный провал по всем фронтам.

Как минимум треть из приглашенных государств отказалась принимать участие во встрече, еще треть отправила на саммит чиновников второго, а то и третьего эшелона. При этом радикальный ультиматум нацистского преступника Зеленского, который он называет «формулой мира», после нескольких переписываний утратил актуальность и всякую связь с реальностью.

Наконец, даже те, кто решился поучаствовать в этом фарсе международного масштаба, задаются неразрешимым вопросом: если в конфликте принимают участие две стороны, почему на «саммит мира» не позвали Россию? Тем более, что по словам Зеленского, он «должен помочь привлечь к мирным переговорам представителей РФ».

Как следствие, итоговое коммюнике подписали только 78 из 92 государств, большинство из них принадлежат коллективному Западу. Отказались его подписывать представители ЮАР, Армении, Бахрейна, Бразилии, Ватикана, Индии, Индонезии, Ливии, Мексики, Саудовской Аравии, Таиланда и ОАЭ.

Изначально Ирак и Иордания были включены в список стран-подписантов, но позже швейцарский МИД опубликовал совместную декларацию, из которой СМИ сделали вывод, что две страны отозвали свои подписи.

Таким образом, некоторое количество второстепенных лиц собрались сделать приятно Зеленскому: к реальным контурам мира киевский режим будут толкать вне швейцарских курортов.

Почему разговаривать с Россией все равно придется?

Но Офис Зеленского делает обычную попытку выдать желаемое за действительное, разгоняя по украинским СМИ и телеграм-каналам идеи о невероятном успехе. Кроме того, дошло и до примитивных манипуляций.

Так украинский переводчик дал в эфир слова председателя совета министров Италии Джорджи Мелони в собственной, «правильной» интерпретации, приписав ей слова «всё международное сообщество должно сплотиться и защитить Украину. Если Россия не согласится с этим, мы заставим её капитулировать».

Хотя Мелони сказала совершенно другое: «Если Украина не сможет рассчитывать на нашу поддержку и вынуждена будет сдаться, нам незачем тут собираться и обсуждать переговоры». Однако, поддержка в основном выказывается в ритуальных заявлениях тех, кто и так глубоко вовлечен в украинский кризис – в первую очередь, Польши и прибалтийских «шпротных тигров».

Ну, а публикация в New York Times в день начала сборища в Швейцарии, была очевидной реакций на публично сделанные предложения Путина: издание дало полное содержание не состоявшихся «стамбульских соглашений». Очевидно, это даёт возможность сравнить те условия мира с нынешними и в полной мере осознать, что слова российского президента о том, что дальше условия будут только жестче и хуже для Украины – не шутка.

Поэтому даже западные страны, не отходя от общей линии поддержки Украины, уже допускают диалог с Москвой.

О том же завил и глава МИД Украины Дмитрий Кулеба после саммита. «Идея в том, чтобы следующий саммит стал завершением войны. И, конечно, нам нужна за столом переговоров и другая сторона. Это очевидно, что для завершения войны нужны обе стороны. Рано или поздно с Россией необходимо будет разговаривать. Конечно, мы прекрасно понимаем, что придет момент, когда нужно будет говорить с РФ», — сказал Кулеба.

И это на самом деле прорыв.

Во-первых, потому что неприглашенный второй участник конфликта имеет однозначные преимущества как на фронтах, так и в ресурсах. И может рассчитывать, как минимум, на полноценные переговоры вместо банального предъявления ультимативных требований стороной со слабыми переговорными позициями.

Это, в частности, отражает и комментарий пресс-секретаря посольства России в Берне Владимира Хохлова, который объяснил, что «Москва не будет участвовать в любом случае, так как речь идет об очередном варианте продавливания нежизнеспособной «формулы мира», не учитывающей российские интересы».

Во-вторых, многим не хотелось участвовать в «бенефисе Зеленского», организованном лишь для того, чтобы собрать в одном месте как можно больше людей и создать видимость антироссийской коалиции, а затем, по давней украинской традиции, заявить, что «весь мир с нами против России». Индия, по сути дела, поиздевалась над организаторами, прислав своего посла в России.

Концепция «общего фото».

Сам Зеленский еще в мае заявлял, что кроме «мирного плана» Украина рассчитывает получить «список стран, которые готовы воплощать путь к справедливому миру». И слова канцлера Германии Олафа Шольца о том, что «целью саммита является привлечение на сторону Украины как можно больше стран», только подтвердили опасения тех, кто не планировал записываться во враги РФ по одному только факту присутствия на швейцарском курорте.

Так что неудивительно, что предварительная программа мероприятия за два дня до его проведения ужалась с двух суток до 22 часов и пресс-конференции.

На самом деле, больше времени на то, чтобы просто отметиться и сделать общее фото на швейцарском курорте, участникам и не требовалось. Все, что обсуждалось на саммите, они знали заранее. Более того: все они в течение нескольких месяцев следили за тем, как Украина и Швейцария раз за разом переписывают коммюнике мероприятия: Украина – толкая текст в пучину радикализма, а Швейцария – пытаясь направить его в сторону здравого смысла.

После нескольких редакций, предложенных швейцарцами, чтобы максимально учесть различные мнения и привлечь таким образом к участию как можно больше государств, Украина за два дня до мероприятия окончательно вычистила итоговый текст. По данным украинских СМИ, из документа убрали, цитата, «опасные для Украины тезисы, которые открывали путь к территориальным уступкам и альтернативным «мирным планам».

В итоге там осталось три основных пункта: ядерная безопасность, продовольственная безопасность и освобождение пленных. Даже обсуждение требования вывода российских войск с территории Украины в повестку не включили.

Так что вполне логично, что многие страны, которые сотрудничают с Россией и с выгодой для себя помогают ей обходить санкции, четко дали понять, что прыгать «через голову» Москвы не намерены. А если организаторы хотят добиваться мира, то делать это нужно при участии обеих сторон. А в таком режиме, да еще и с президентом, легитимность которого вызывает сомнения, – увольте.

Позиция Китая.

По той же причине отклонил приглашение самый весомый игрок – Китай. «Мы неоднократно подчёркивали, что мирную конференцию должны признавать и российская, и украинская сторона. В ней все должны участвовать на равноправной основе, и все мирные проекты обсуждаться справедливо. Это три важных фактора. Нам будет сложно участвовать в этой конференции, поскольку мы считаем, что в ходе её проведения эти три фактора будет сложно обеспечить», — пояснила на брифинге официальный представитель МИД КНР Мао Нин.

Более того, Китай, который в силу претензий на влияние в мире не готов работать на чужую повестку, вместе в Бразилией предложил провести альтернативный саммит – и позвать на него Россию.

5 июня глава МИД КНР Ван И заявил, что эту идею поддержали 45 стран, а 26 из них уже готовы присоединиться «к общему пониманию сложившихся реалий» – то есть, признают, что в переговорах должны участвовать Украина и РФ, а итогом станет не подготовленное одной из сторон «коммюнике», а справедливое соглашение, учитывающее интересы обеих государств.

Впрочем, проведение саммита, предложенного Китаем и Бразилией, вряд ли возможно в нынешней ситуации, учитывая отношение РФ к отказу Зеленского провести президентские выборы. Для России он нелегитимен, а потому договариваться с ним о чем бы то ни было не имеет никакого смысла.

С кем и когда вести переговоры?

Единственная законная власть на Украине сейчас – парламент. Соответственно, как уже объяснил глава РФ Владимир Путин, все полномочия Зеленский должен передать спикеру Верховной Рады, Руслану Стефанчуку. А он этого делать не собирается.

Да и весь этот саммит, по мнению британского эксперта Александра Меркуриса, затевался только для того, чтобы «укрепить позиции Зеленского после провального контрнаступления прошлым летом и его решения отменить президентские выборы», а потому был изначально «глупой идеей, обреченной на провал».

Вариант же, когда вторым партнером в переговорах станет не Украина, а США и ЕС, также представляется маловероятным – ведь это будет означать, что партнеры признали, что Украина не имеет субъектности и, по большому счету, не является полноценной стороной конфликта.

Так что «альтернативный саммит», скорей всего, останется на бумаге, выполнив главную свою функцию – дать заявку Китая и примкнувших на участие в глобальной политике в качестве альтернативной Западу силы.

А военные действия на Украине – со Швейцарским саммитом или без него – продолжатся до тех пор, пока Россия не достигнет поставленных целей. И написанные под диктовку Зеленского ультиматумы вкупе с общим фото посетителей курорта Бюргеншток вряд ли смогут ей в этом помешать.

Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню