Все скрытое рано или поздно вылезает на поверхность, и прямая речь сенатора США Линдси Грэма в интервью СBS подтверждает, что у американцев есть к Украине не только политический интерес — вырастить занозу для России, но и денежный.
По словам сенатора, в недрах Украины (в основном, конечно, на Донбассе), лежат полезные ископаемые на 12 триллионов долларов — и «отдавать их Путину» Штаты категорически не согласны, открыл тайну.
Вообще, история с привлекательностью для Америки и Европы украинских природных богатств не нова — они давно присматриваются к тому, что можно было бы использовать (разумеется, «по дружбе» и со скидкой). Не забывая при этом обвинять Россию в том, что это она на самом деле хочет прибрать к рукам все, что есть ценного на Украине.
Газета The Washington Post еще в 2022 г. написала: «Россия взяла под контроль несколько украинских месторождений полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в 12,4 трлн долларов», имея в виду содержимое недр не только Донбасса, но и Крыма. Тогда издание посчитало, что в целом потери Украины составили: 63% залежей угля, 11% месторождений нефти, 20% месторождений природного газа, 42% месторождений металлов и 33% месторождений редкоземельных полезных ископаемых.
В 2023-м Forbes поднял ставки — по оценке экспертов издания, подземные богатства Украины уже тянут на 15 триллионов долларов, причем, около 70% этой суммы приходится на ископаемые трех областей: Донецкой, Луганской и Днепропетровской.
Так что недаром сенатор Грэм еще в 2023 г. предлагал помогать Украине под залог ресурсов. Очевидно, теперь он считает эти ресурсы американскими.
«Если мы поможем Украине сейчас, она сможет стать лучшим деловым партнером, о котором мы когда-либо мечтали, и важнейшие природные активы на 10-12 триллионов долларов могут быть использованы Украиной и Западом, а не переданы Путину и Китаю», — говорит Грэм сейчас.
Судя по всему, это «лучшее деловое партнерство», о котором когда-либо мечтали Штаты, предполагает бесплатную передачу содержимого украинских недр — в счет космически огромного госдолга и в благодарность за «оказанную помощь».
Иначе как объяснить, что заокеанское государство озвучивает претензии на недра, которые не принадлежат не только ему, но и, по большому счету, даже Украине? При этом стоит понимать, что, переживая о её теоретических потерях, американцы маскируют свой интерес к совершенно конкретным позициям. А в общем и целом их текущее положение вещей вполне устраивает.
Ненужные сокровища
Начнем с того, что 62% полезных ископаемых, о которых идет речь, составляет уголь, который Штатам совершенно не нужен. В 2016 году они с удовольствием сами продавали его Украине по цене в три раза выше, чем стоил донецкий.
Разумеется, из «дружеского расположения»: тогдашний президент США Дональд Трамп объяснял, что Штаты срочно предоставили уголь, потому что Киев их очень об этом просил. Для этого американским друзьям даже пришлось спешно реанимировать закрытую шахту в Пенсильвании. В их интересах, чтобы добыча на Донбассе украинскими коллегами не возобновлялась никогда.
Нужно это только самой Украине для обеспечения потребностей ТЭС, но, учитывая нанесенные им повреждения, в ближайшей перспективе этот вопрос не стоит. Кроме того, разрабатывать угольные пласты Донбасса довольно сложно, да и инфраструктура там истрепалась — изношенность еще во времена Украины местами достигала 100%, а большинство объектов давно были признаны аварийными. По разным оценкам, запасы угля составляют более 20 млрд тонн, из них треть, около 7 млрд – это антрацит, самый качественный сорт с высокой теплоотдачей.
России уголь Донбасса нужен разве что для обеспечения внутренних нужд ДНР и ЛНР. И сначала придется влить немало средств в реанимацию инфраструктуры. Буквально на днях власти двух республик передали в аренду частным компаниям 15 шахт — при условии, что арендаторы инвестируют в них более 65 млрд руб. В ближайшие месяцы планируют передачу еще трех объектов. Зимой региону понадобится уголь.
Точно так же США не нужна железная руда, каменная соль, гранит, строительные материалы и торф, как и кому бы то ни было в мировом масштабе.
Под сомнением и перспективы разработки природного газа, нефти и горючих сланцев. Дело в том, что себестоимость их добычи на территории ДНР и ЛНР очень высока из-за истощенности месторождений и большой глубины залегания. Для России, которая добывает по 10 миллионов баррелей нефти в день, наличие в недрах новых территорий 1,5 млрд запаса не делает никакой погоды.
Так же, как и не являются лакомым куском разведанные 65 млрд кубометров украинского природного газа, учитывая, что одно только Бованенковское месторождение на полуострове Ямал — это почти 5 триллионов (!) кубометров. И оно — не единственное в РФ.
Не зря президент России Владимир Путин в 2023 констатировал: «Газ был и еще очень долго будет ценнейшим ресурсом, и реальным активом»страны.
12 лет назад для США немалый интерес представляли украинские сланцы. Тогда Украина даже провела тендер на их разработку, в котором победили американская Chevron и британо-нидерландская Dutch Shell. Chevron, будучи главным победителем, получил эксклюзивное право на разработку Олесского месторождения на западе Украины, где запасы предположительно составляли от 8 млрд до 1,5 трлн кубометров газа. А Shell досталось Юзовское с разведанными запасами в 2 трлн кубометров.
Разрабатывать сланцы предполагалось методом гидроразрыва пласта, но все эти планы были в итоге похоронены, и теперь уже США собираются поставлять Украине, мечтавшей о «диверсификации поставок» и «энергетической независимости от России», свой сжиженный газ (СПГ).
Буквально несколько дней назад, 13 июня, дочерняя компания группы ДТЭК по торговле сырьевыми товарами D.Traiding и Venture Global (США) объявили о заключении комплексного основного соглашения на поставку американского СПГ на Украину. Учитывая, что терминалов приема газа там нет, сделка потребует доступа в европейской инфраструктуре, а еще — фрахта танкера через океан.
Все это вместе сделает без того недешевый газ — просто заоблачно дорогим.
Причем, это ярмо страна планирует повесить себе на шею надолго: уже сейчас «дочка» ДТЭК договорилась закупать до одного миллиона тонн СПГ в год, а на подписи у американского правительства лежит проект договора, по которому украинский трейдер планирует импортировать до 2 млн тонн газа в течение 20 лет.
Так что мечту американского президента Джо Байдена — увеличить экспорт энергоносителей в Восточную Европу — можно считать осуществленной. А здесь та же история, что и с углем: месторождения нужны, чтобы их никогда не разрабатывали.
Настоящие ценности
Углем, а также нефтью, газом и сланцами украинские богатства не ограничиваются. И тут мы подходим к самому интересному.
Для начала — на Украине разведаны запасы урана на сумму до 50 миллиардов долларов. На данный момент для Штатов это очень ценный ресурс, учитывая их зависимость от поставок из Казахстана и России.
Кроме того, на Донбассе находятся месторождения редкоземельных элементов (РЗМ), которые ЕС определил как «критическое сырье» для производства всего, что необходимо для осуществления перехода на «зеленую» энергетику. Среди этих элементов — литий, кобальт, скандий, графит, тантал, ниобий и цирконий.
«Примерно пять процентов всех мировых запасов «критического сырья» находятся на Украине, которая занимает всего 0,4% поверхности Земли», — гордо рассказывала замминистра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Светлана Гринчук на заседании Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
По данным ООН, в ближайшие двадцать лет спрос на медь и редкоземельные элементы вырастет более чем на 40%, на никель и кобальт — на 60-70%, а на литий — почти на 90%.
Штатам с редкоземами не повезло. Жестокая геологическая судьба оставила их без запасов многих видов сырья, включенных в федеральный список полезных ископаемых, которые имеют решающее значение для экономики и нацбезопасности.
Редкоземы нужны для производства самолётов, выпуска стройматериалов, аккумуляторов для мобильных телефонов и электромобилей, их используют для передачи энергии от ветряных турбин и солнечных панелей в энергосистему — то есть, кроме прочего, они являются ключевыми компонентами для экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии.
Начиная с 2019 года Китай, где РЗМ водятся в изобилии, стал использовать свое доминирующее положение в качестве оружия в торговой войне. А с августа 2023 ввел жесткий контроль над экспортом галлия и германия в ответ на антикитайские запреты США в области высоких технологий. Этот шаг вызвал панику на мировых рынках и поставил под угрозу несколько стратегических отраслей как в Европе, так и в Штатах. Потому что китайские редкоземельные металлы составляют ни много ни мало — от 65% до 90% рынка по разным позициям.
Поэтому на сегодня задачей №1 для США является снижение зависимости от Китая. Дальнейшее противостояние, которое в один голос прогнозируют аналитики Foreign Affairs, может попросту заблокировать экспорт редкозема на мировые рынки. А значит, что вся история с «зеленым переходом» и дальнейшим развитием экономики США и Европы — оказывается под угрозой.
Украинские недра тут могут быть как нельзя кстати, тем более что Украина уже должна всем и вряд ли сумеет расплатиться как-то иначе.
Суммарные запасы редкозема здесь оценивают в 100 миллиардов долларов. Проблема лишь в том, что его добыча крайне вредна для экологии и здоровья людей. Она серьезно загрязняет почву и грунтовые воды, а для добычи некоторых металлов, например, лития, требует огромного количества воды — до 2,27 млн литров на тонну металла.
Для Украины такое производство — смерть. Для США — выход из сложившейся кризисной ситуации почти задаром и без особых последствий для собственной страны. А экологические проблемы аборигенов американское правительство не волнуют.
В общем, если сложить все действительно ценное, на один триллион наскрести можно — да еще и по стратегически важной продукции. Собственно, именно ее и не хочет «отдавать Путину» Грэм. И именно ее Украина, по планам западных партнеров, должна будет им подарить — в счет долга и в ущерб окружающей среде и здоровью нации.
Так чтопресса в Вашингтоне знает, о чем говорила, когда еще в 2022 году назвала военные действия на Украине «битвой за минеральные и энергетические богатства страны». Америка, в частности, за это и сражается, люди её никак не интересуют.
Но в этом мы Америку, пожалуй, не открыли.
Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов