Украина и Колумбия - Другая Украина

В течение многих лет, одним из главных моих личных инструментов в понимании нашей украинской трагедии была история колумбийской гражданской войны, с которой я познакомился изнутри, как «международный обозреватель мирного процесса» по приглашению одной из колумбийских неправительственных организаций. Эта статья – моя попытка объяснить некоторые вещи, в которых я вижу почти зеркальное отражение нашей сегодняшней истории.

Гражданская война в Колумбии – детище США.

Дольше и ближе всего я видел войну в Колумбии. В ней, чем дальше находились люди от зоны боевых действий и чем ближе к диванам и телевизорам – тем больше в них было кровожадности. 

Гражданские войны – самые страшные. Чем больше ты понимаешь человека, в которого тебе предстоит стрелять – тем сильнее необходимо его расчеловечить, чтобы найти в себе силы это сделать. При этом в двух сторонах, военных и партизанах, обычно не было личной ненависти, но была трудная, грязная и опасная работа, которую они были бы рады прекратить. И те и другие были бедняками, которых война кормила и убивала. Между их командирами и командирами противника часто были неформальные каналы связи, которые в нарушение всех уставов и приказов позволяли избегать лишних потерь. Другое дело – парамилитарес и наёмники. Под прикрытием армии они мало воевали, их назначением было запугивание мирного населения, чтобы лишить партизан поддержки. Самые чудовищные преступления против гражданских и пленных – их работа. Очень эффективная – их боялись. Крестьяне бежали не столько от военных действий, сколько от риска занятия их деревень парамилитарес. Партизаны знали, что живыми попадать к ним в руки нельзя и в плен их тоже не брали. 

Самым страшным в колумбийской гражданской войне стала ее обыденность. В последние десятилетия стороны знали, что ни одной из них выиграть ее не удастся, и при этом прекратить ее невозможно, она приобрела некую внутреннюю инерцию, не зависящую от человеческой воли, стала образом жизни и решением проблем для множества участников. Война превратилась в некую константу политической жизни, наравне с показателями инфляции или спортивными новостями. 

Ещё она была главным поводом военного присутствия США в Колумбии и одним из основных оправданий их контроля над политической властью страны. Война дозировалась и управлялась из США, то усиленной военной помощью правительству, то требованием мирных переговоров, когда из этого можно было извлечь политическую или экономическую выгоду. Война была гарантией утраты Колумбией государственного суверенитета и, под пение национального гимна и выкрикивание патриотических лозунгов, управления ее внутренней и внешней политикой из американского посольства. В стране действовала одна из лучших в регионе конституций, но она никем не соблюдалась. Каждые четыре года исправно проходили демократические выборы, но полный контроль СМИ над сознанием исторически и политически невежественного большинства гарантировал их исход в пользу власть имущих. Критика этой системы приравнивалась к терроризму.

Есть социологические параллели, являющиеся по сути подсказками, которые даёт нам история на самых крутых её виражах. 

Когда мне нужно быстро объяснить латиноамериканцам суть нынешнего украинского государства, я говорю «это как Колумбия» и меня немедленно понимают. 

Украина, как аналог Колумбии.

У наших стран одинаково уникальное геополитическое расположение: одна – на перекрёстке Западной Европы, Средиземноморья и Азии, а другая – обеспечивает единственный в Южной Америке выход к двум океанам, Амазонии и Андам одновременно. Вдобавок и близость к Панамскому каналу и Панамой, которую США когда-то искусственно отделили от Колумбии. 

И там, и там – богатейшие плодородные земли, трудолюбивый народ и разнообразие культур, пейзажей и ландшафтов.

В обеих наших странах – управление их внутренней и внешней политикой из американского посольства, эффективная идиотизирующая массы пропаганда СМИ в руках олигархии и организованная и вооружённая властью преступность («нацики» и «парамилитарес») на страже сложившегося порядка вещей. 

Экономические элиты Колумбии и Украины одинаково преклоняются перед США, одинаково лубочно воспринимают собственную и чужую культуру и одинаково являются пещерными антикоммунистами. 

Вооруженные силы обеих стран полностью подчинены командованию США и НАТО и являются по сути их большими военными базами. 

И там, и там – формальная демократия, не вызывающая у западных кураторов вопросов, прекрасные конституции с гигантским опытом по их несоблюдению, преследования несогласных и систематические расплавы над журналистами. 

В Колумбии больше 70 лет назад местной олигархией и ЦРУ была развязана гражданская война, которая унесла только за последние 30 лет около 800000 жизней. На Украине противостояние началось сравнительно недавно, но власть показывает, что за ценой она не постоит и страшные цифры готовы сравняться. 

Ещё у наших стран – народы с богатейшей культурой и исторической памятью, которые должны стать детонатором абсурда этого времени, чтобы освободить разум человечества от индуцированного сна, породившего и вырастившего сегодняшних чудовищ.

Роль наемников в гражданских войнах.

Один из заповедников этих чудовищ – растущий институт наёмничества.

Согласно известной книге Дарио Ацеллини и Бориса Канцлейтера «Приватизация войны», развитие этого процесса началось с поражением США во Вьетнаме: «Мы возвращаемся к ситуациям, напоминающим экономику колониального периода. Речь уже не идёт ни о контроле над территориями, ни о навязывании другому собственной общественной модели; сейчас вооружённые силы контролируют только экономически важные пункты. В случае Ирака это хорошо видно: контролируются только нефтяные скважины, как когда-то контролировались сахарные заводы, шахты и других колониальные объекты…»

За последние пару десятилетий в Колумбии «поработали» – по разным подсчетам, т.к. точная математика здесь невозможна – от 5000 до 10000 наемников из США. В Колумбии это происходит под привычным аргументом борьбы с наркотрафиком, но реальная цель – контроль над недрами, тропической сельвой (где самое большое в мире разнообразие растений, как неистощимого источника сырья для бизнеса биотехнологий) и запасами пресной воды Амазонии, перед лицом надвигающегося кризиса гидроресурсов. Именно поэтому с начала 80-х Колумбия стала главной в Западном полушарии лабораторией для организации и проведения частных войн.

Правительства Колумбии передали иностранному частному капиталу главные стратегические богатства – коммуникации, производство электроэнергии и распределение питьевой воды, этот процесс возможен только на фоне колоссальной внешней задолженности и хронической коррупции внутри колумбийского государства. 

Государство продало самые рентабельные отрасли национальной экономики транснациональным корпорациям, что обостряет проблему бедности местного населения, бедность становится питательной средой для войны, а война в свою очередь превращается в новый рентабельный бизнес, стимулирующий рост новых частных капиталов за границей. 

Так, только в 2004 году одна из 19 действовавших в Колумбии ЧВК «Northrop Grumman California Microwave Sustems» в результате контрактов с правительством США получила 12 миллиардов долларов прибыли. Копейки на фоне 200 миллиардов, заработанных всеми ЧВК США в 2006 г.

Ещё один смысл создания частного военного бизнеса – избегание какого-либо государственного или общественного контроля. Для отправки всего 50 солдат США в Колумбию сначала этот проект должен получить одобрение Конгресса. Несколько тысяч наемников, подписавших контракт с Пентагоном, невидимы для демократических институтов, прессы и общественного мнения. Совершаемые ими преступления не станут предметом гласности, и если вдруг что-то скрыть не удастся – гражданство участников никто устанавливать не будет. В случае их гибели в бою или – как это чаще бывает – от передозировки наркотиков на какой-нибудь колумбийской военной базе, эта новость на станет достоянием прессы и никакое антивоенное движение на их родине не поднимет вопрос о гибели соотечественников в далеких странах. Это будет достаточно легко скрыто работодателем.

Это один из ответов на вопрос о том, почему никто никогда не ответит, сколько колумбийских наёмников воюет сегодня на Украине.

Независимый эксперт Олег Ясинский

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню