Одну из первых оценок новому британскому премьеру сделала в своих социальных сетях российская журналистка Тина Канделаки:
«Кир Стармер — натуральный мейнстримный подлец, полностью подконтрольный английскому «deep state». Его поставили на премьерство, чтобы зачистить партийные ряды от реально опасного и популярного в Англии элемента — левых лейбористов. Новый премьер вернет партию во времена Тони Блэра, когда в ней состояли неолейбористы-центристы. И для России эти ребята гораздо хуже, чем все консервативные клоуны типа Джонсона, Трасс и Сунака. Готова поспорить, что Стармер развалит экономику и социалку Британии еще быстрее, чем его предшественники».
Чтобы избежать поверхностных или предвзятых оценок личности человека, которые в ближайшие месяцы станет одним из главных политических недругов России, вот некоторые описания разных черт его личности, согласно различным источникам и публикациям западной прессы:
У этого 61-летнего лидера лейбористов самое скромное семейное происхождение за последние десятилетия для премьер-министра, и политиком он стал с явным опозданием, после карьеры адвоката по правам человека и прокурора. Его часто обвиняют, что он зануда и приспособленец, на что он обычно отвечает, что не любит цирк в политике.
Стармер часто говорил, что самая важная часть его профессионального опыта — та, что предшествовала политике. Он считает, что последние девять лет, в качестве члена парламента от оппозиции, были самыми непродуктивными в его карьере. Он стал членом парламента в 2015 году, в возрасте 52 лет, а к власти пришел в 61 год, став самым пожилым руководителем страны с 1976 года. Консерватор Риши Сунак пришел к власти в 2022 году в возрасте 42 лет, и его кампания много раз пыталась высмеять Стармера за его возраст, используя такие прозвища, как «сонный Кир» (используя прилагательное «соня», которое Дональд Трамп использовал в отношении Джо Байдена), впрочем, не добившись особого успеха.
Стармер попал в Палату общин в один из самых неспокойных периодов для Лейбористской партии — во время правления Дэвида Кэмерона и накануне Brexit, который разделил партию.С кандидатом Джереми Корбином лейбористы проиграли выборы 2017 и 2019 годов, потерпев самое тяжелое поражение в своей истории с 1935 года.
Стармер часто не соответствует привычному представлению о политике. Консерваторы и критики его партии высмеивают его самодовольный тон в речах и говорят, что он принадлежит к «элите северного Лондона», имея в виду его происхождение из низов. Стармер, по сути, является наиболее ярко выраженным лидером лейбористов из рабочего класса, со времен Нила Киннока в 1980-х годах, а также первым, кто получил титул «сэр» до того, как стал членом парламента, в данном случае за свою работу в качестве прокурора. Когда он вошел в Палату общин, то официально попросил, чтобы в списке членов парламента его имя значилось без префикса «сэр».
Стармера назвали Кейром в честь Кейра Харди, шотландского шахтера, вынужденного работать с 10 лет, который в 1906 году стал первым лидером лейбористов в парламенте. В подростковом возрасте он занимался политической борьбой вместе со своими более состоятельными сверстниками в полугосударственной школе за пределами родного города, которую ему удалось посещать благодаря своим успехам в учебе. В 1980-х годах в Оксфордском университете, где он учился в аспирантуре по юриспруденции после окончания Лидса, он писал, печатал и продавал журнал для троцкистской группы. Там же находились такие будущие политики, как Борис Джонсон и Дэвид Кэмерон, но Стармер не знал их, потому что не посещал их клубы и не учился с ними на одном курсе.
Ему нравились театр и музыка — он играл на флейте и получил стипендию для обучения в Лондоне, но родители подтолкнули его к чему-то более практичному и стабильному, то есть, к юриспруденции.
Как адвокат, он защищал шахтеров, уволенных в результате сокращений Тэтчер, и активистов, на которых McDonald’s подал в суд за клевету. Он также давал юридические консультации проституткам в лондонском борделе, расположенном под его ветхой квартирой на втором этаже, где он жил до тех пор, пока ее не признали непригодной для жизни.
Среди написанных им юридических книг — 900-страничный справочник по европейскому праву «прав человека», основанный на решениях Страсбургского суда. Для него одной из важных вех в жизни страны стало принятие в 1998 году закона, включающего международное гуманитарное право, который правительство консерваторов пыталось обойти, чтобы отправить мигрантов обратно в Руанду.
В марте 2003 года Стармер опубликовал в газете Guardian статью против вторжения союзников в Ирак, поддержанного правительством Тони Блэра, объяснив, почему оно нарушило международное право. Он участвовал в антивоенных демонстрациях и вел дела против правительства, добиваясь соблюдения прав просителей политического убежища, ужесточения мер по борьбе с пытками и ограничения слежки за подозреваемыми.
В течение многих лет он ездил в страны Карибского бассейна и Африки, чтобы спасти осужденных от смертной казни, унаследованной от британского законодательства, отмененного несколько десятилетий назад.
«Одна из причин, по которой он глубоко презирает Бориса Джонсона, заключается в том, что Джонсон — это воплощение человека, который считает, что имеет право на привилегии. Джонсон думает, что политика — это игра, что все это шутка, — говорит его биограф Том Болдуин, — Он строит из себя рубаху-парня забавный, стремится очаровать всех своей харизмой, специально взъерошивает волосы и сыплет латинскими цитатами. И это полная противоположность личности Стармера».
В мае 2022 года Стармер заявил, что уйдет в отставку, если полиция оштрафует его за якобы нарушение правил содержания в тюрьме, во время предвыборной забастовки (позже полиция установила, что он их не нарушал).
«Не все политики одинаковы», — сказал Стармер после того, как Джонсону пришлось уйти в отставку из-за вечеринок на Даунинг-стрит. В 2021 году лидер лейбористов назвал Джонсона «банальной личностью», а в 2023 году — «лжецом».
Когда в 2008 году Стармер был назначен директором департамента государственного обвинения, консервативная пресса обвинила его в продвижении «левой повестки дня». В то же время некоторые его друзья и коллеги чувствовали себя преданными тем, что он перешел в прокуратуру, где ему придется быть на другой стороне и поддерживать государство, которое он часто критиковал. Конкуренты внутри и вне партии обвиняют его в том, что он не смог привлечь к ответственности ведущего BBC, который годами издевался над детьми, или даже в том, что он участвовал в заговоре против Джулиана Ассанжа, с целью его депортации в США.
Его нерешительность или страх оттолкнуть от себя часть избирателей тоже приводили к нескольким серьезным кризисам, как, например, выход десятков членов совета лейбористов в знак протеста после его нерешительности призвать к прекращению огня в Газе.
В начале предвыборной кампании в радиоинтервью Би-би-си Стармер защищался от обвинений в том, что он нарушил свои обещания обеспечить право на бесплатную учебу в университетах или выделить средства на сокращение выбросов загрязняющих веществ.
«Стармер, хотя и проделал огромную работу по объединению Лейбористской партии и выводу ее на центристский путь, более приемлемый для большинства избирателей», — говорил один из его однопартийцев.
В последние годы Стармер избегает говорить на болезненные темы, например, такие как Brexit. Brexit был одной из тем, которые в своё время отдалили его от руководства партии, выступавшей за быстрый выход из ЕС. Когда Стармер публично заявил, что одним из вариантов, который нельзя исключать, является второй референдум, Корбин и его союзники ополчились против него, потому что не хотели быть партией, выглядящей сторонницей ЕС. Другой момент разрыва произошел, когда Корбин сначала защищал Россию от обвинений в попытке отравления Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в 2018 году в Солсбери. Стармер публично возражал ему. Когда его избрали лидером в апреле 2020 года, Стармер поблагодарил своего «друга» Корбина за годы работы, но в октябре того же года он отстранил Корбина от работы за нападки на выводы независимого доклада Комиссии по вопросам равенства Великобритании, в котором критиковалась неспособность его руководства принять меры в связи с антисемитскими и расистскими нападениями.
Стармер, по словам Аны Карбахосы, автора книги о политической жизни Великобритании «Дрейфующий остров», сегодня «очень серьезный парень» и «убежденный европеист». Идеологически Том Болдуин характеризует его как «довольно традиционного социал-демократа». Однако его очевидная неспособность вдохновлять, нетерпеливость в принятии некоторых решений и разногласия в его партии, могут сыграть большую негативную роль в его правительстве.
Все эти описания и интерпретации его политической фигуры даются европейскими СМИ в полном отрыве от главной нерешенной проблемы и причины европейского кризиса — вооруженного конфликта на территории Украины. Для европейских бывших или псевдо-левых (не знаю, как точнее) эта тема остаётся табу, потому что именно в ней проявляется лицемерие и беспомощность колониальной политики нынешних элит континента. Сэр Кир Стармер — ярчайшая иллюстрация этого процесса. Скоро мы увидим, как выдающийся борец за отмену в мире смертной казни, увеличивает поставки британского оружия для уничтожения россиян и украинцев.
Независимый эксперт Олег Ясинский