«Ценные кадры». Какая интрига стоит за списком «соросят», полностью освобожденных от службы в ВСУ - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

«Ценные кадры». Какая интрига стоит за списком «соросят», полностью освобожденных от службы в ВСУ

19 июля

Традиционно новости о решениях украинского Кабмина украинцы и весь мир узнают благодаря «сливам в сеть» внутренних документов правительства. Вот и сейчас: не успели украинцы позубоскалить и повозмущаться по поводу брони от мобилизации для сотрудников букмекерских компаний, Glovo и рекламных агентств, как всплыл указ, который освобождает от мобилизации футболистов вместе с их обслуживающим персоналом.

А на днях доброхоты слили в сеть указ КМУ от 21 июня 2024 года с перечнем «донорских организаций, исполнителей проектов международной помощи, представителей международных организаций, неправительственных организаций, которые реализуют проекты на деньги иностранных партнеров, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период».

В переводе на русский — это перечень организаций, живущих на иностранные гранты. Или, как их принято называть в народе — «соросят». Упомянутым указом 100% их сотрудников были освобождены от мобилизации. Разумеется, это вызвало агрессивное недоумение большинства украинцев, на что, вероятно, и была направлена публикация внутреннего документа КМУ теми, кто имел к нему доступ.

Критика со стороны общественности, в отношении неправедной брони и неприкосновенных грантоедов, старательно гасится. И поэтому разобраться, чем так «критически важны для экономики» Украины 133 грантоедские компании и кому понадобилось сливать в сеть этот список, особенно интересно.

Некоторые равнее

Первый вопрос, который возникает при виде списка: как такое стало возможно, если в правилах мобилизации четко прописано, кто может получить бронь? И в любом случае эта бронь не превышает 50% сотрудников, а грантоедов освободили на все 100%.

Но всё очень просто.

Правительство предусмотрительно приняло 5 июня постановление №650, по которому до ста процентов брони могут получить исполнители грантовых проектов, вне зависимости от направления их деятельности. Хотя стратегически важные для экономики и ведения войны предприятия доказывают право на бронь и платят неподъемные суммы за «зарезервированных» для работы специалистов. А не имеющие права на бронь ФОПы и работающие по гиг-контрактам ценные IT-специалисты, которых надули, завлекая в «Дию.Сити», пытаются понять, как им и дальше продолжать выполнять госзаказы и донатить на ВСУ, сидя в окопах.

Кстати, список «критически важных» грантоедов, если судить по документу, был составлен еще раньше и постоянно обновлялся. В обнародованном указе было сказано, что он вносит изменения в документ от 16 февраля 2023 года. В целом, перечень существует уже около полутора лет и пережил как минимум шесть редакций.

Кто же удостоился звания «критически важного соросёнка»?

Удивительно, но супер-важными для украинской экономики, если судить по списку, оказались, в первую очередь, организации, которые за иностранные деньги исследуют электоральные настроения и проводят опросы общественного мнения. К таким, например, относятся «Гражданская сеть «Опора», Украинский фонд социальных инвестиций, ОО «Украинский независимый центр политических исследований» (УНЦПИ), Национальный центр изучения общественного мнения (США) и Международный фонд избирательных систем (США).

Затесался меж них и «Центр политических студий и аналитики «Эйдос»». Последнее невероятно актуальное для ведущей войну страны исследование этой организации называлось «Гастротуризм: опыт ЕС и Украины».

Вторая группа «особо ценных» компаний представлена антикоррупционными, аудиторскими и консалтинговыми организациями вроде «Трансперенси Интернешнл Украина», «Делойт и Туш» и «Эжис Украина», а также теми, кто лоббирует интересы иностранных компаний — вроде «Аграрного союза Украины», работающей на выгоду BlackRock, одной из крупнейших инвестиционных компаний мира с офисом в Нью-Йорке.

Еще 22 «критически важные» неправительственные организации занимаются разработкой и продвижением жесткой антироссийской политики, создают тезисы для «партии войны» и формируют общественное мнение в русле «борьбы до последнего украинца». Забавно, что сами они при этом созданной им идеологии не подвластны — служить в рядах вооруженных сил не собираются.

Некоторые фонды и организации, получившие 100% бронь, связаны с работой разведок США. Например, «Американская ассоциация юристов» и «Американский центр международной профсоюзной солидарности», которые начинали свою полезную для Украины деятельность еще во время Холодной войны.

Вошли в список также Raytheon (один из крупнейших поставщиков вооружения и военной техники для Вооружённых сил США, экспортирующий вооружение в другие страны) и HALO Trust (британо-американская организация, осваивающая бюджеты на гуманитарное разминирование).

Есть и несколько компаний из «дружественной Прибалтики»: «Академия электронного управления» из Эстонии и «Центральное агентство по управлению проектами» из Литвы. По разным данным, через эти компании на территории Украины работает НАТО, центр кибербезопасности которого расположен в Эстонии, а Центр энергетической безопасности — в Литве. Кстати, этими двумя представителями Альянс не ограничился. Его Департамент стратегической коммуникации, специализирующийся на информационных и психологических операциях против РФ, представлен в перечне КМУ как минимум десятком компаний из США, Канады, Англии и стран ЕС.

Кстати, на первый взгляд кажется странным, что в списке нет ни одной компании из Польши. Но это объясняется тем, что при всей «любви напоказ» лидеров двух стран, Владимир Зеленский не может простить Анджею Дуде и Дональду Туску блокирование украинского зерна и польские забастовки по разным поводам, направленные против украинцев и их интересов.

Любопытно, что в список «неприкасаемых» вошли пятнадцать компаний с ограниченной ответственностью, которые занимаются «отмыванием» и обналичиванием международной помощи.

Кроме того, под шумок в перечень попали Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству и коммунальное предприятие «Днепровская муниципальная энерго-сервисная компания». Как объяснить их присутствие в списке «грантоедов» — загадка.

Злой умысел тирана

Конечно же, появление такого списка возмутило украинцев.

«Этот факт может стать той последней соломинкой, которая ломает спину верблюда, — написал в своем ТГ-канале известный политолог Кость Бондаренко. — Попробуйте рассказать бойцам в окопах или мобилизованным, или представителям бизнеса, которые не могут забронировать своих сотрудников, что соросята — это «критически важная» группа. Возникает вопрос: что это за элитарная прослойка, которую сначала освободили от декларирования доходов, потом — от мобилизации? Прямо какое-то движение «Грантоедские жизни важны» получается».

Вряд ли у Зеленского не понимали, какой резонанс вызовет появление такого «списка неприкасаемых». Сейчас, на фоне его собственной «полулегитимности», и общего недовольства граждан жесткой принудительной мобилизацией, а также ситуацией на фронте и в экономике, дополнительный удар по имиджу ему совершенно не нужен.

Особой пикантности ситуации добавляет еще и тот факт, что сам Зеленский испытывает жгучую ненависть к этой «касте неприкасаемых». На то есть две причины. Первая — инстинктивная антипатия мальчика из провинциального города к бездельникам с хорошим образованием, сидящим «на теплых местах» с зарплатой в долларах и соцпакетом от иностранных организаций. Вторая — понимание того, что за этими бойцами невидимого фронта стоят настоящие руководители украинской политики и, как ни больно ему это осознавать, самого украинского президента.

Анонимные источники в Офисе президента сообщают, что именно ОП организовал слив документа в сеть. Расчет был на то, что народ тоже недолюбливает грантоедов и они попадут под раздачу народного гнева больше, чем Зеленский и его Кабмин. А это значит, что осенью они вряд ли смогут быть настолько в доверии у людей, чтобы под чутким руководством западных хозяев поднять очередной Майдан для свержения просроченного президента.

Этого Зеленский боится больше всего и, судя по данным из ОП, небезосновательно.

Маневр удался: все блогеры, как по указке, возмутились несправедливостью такого решения, а мобилизованные работники действительно важных отраслей — сельского хозяйства, металлургии, энергетики, ЖКХ — почувствовали себя обиженными.

Возможно, это и поможет как-то повлиять на уровень доверия к этим структурам у людей и помешать организации нового мятежа. Но в целом ситуацию не изменит.

Привилегированное положение организаций, которые живут за счет иностранных доноров, в стране сохранится. Хотя бы потому, что украинское государство изначально нацелено на реализацию чужой повестки. А без смотрящих и тех, кто в состоянии зарядить и направить подготовленную толпу в нужном направлении, это делать ох как сложно. Да и деньги киевскому режиму нужны. А кто их еще даст, кроме «западных партнеров»?

Поэтому они сохраняют свои инструменты влияния и управления страной — невзирая на любое недовольство и возмущения. Хозяева и их слуги на Украине неприкасаемы, поскольку это их личная страна и им решать, что с ней будет. Прекрасный итог «борьбы за независимость»

Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов

Опрос
Кто из политической верхушки Киева убежит следующим, когда «запахнет жаренным»?
Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню