КНР — основной внешнеторговый партнер Украины: в 2023 году продано на Украину товаров на сумму $10,4 млрд, куплено на Украине — на $2,4 млрд.
Так было и ранее, начиная с 2019 года, и в этом году — ситуация не меняется. Китай на первом месте для Украины среди всех стран мира по объемам поставок: за первое полугодие 2024 года, из Китая на Украину ввезено товаров на $6,4 млрд, а продано в Китай на $1,6 млрд.
Масштабы экономик — разные, порядки цифр внешней торговли — тоже.
В абсолютном значении объем внешней торговли Китая составил по итогам прошлого года $5,93 трлн. Показатель Украины за тот же период — около $100 млрд, т.е. примерно 1,7% от объемов внешней торговли Китая.
При этом, у Украины колоссальный «минус» во внешнеторговом балансе: импортировано товаров на $63,5 млрд, а отправлено товаров на экспорт — на $36 млрд. И эта тенденция не изменилась и в текущем году — Украина уже экспортировала товаров на $19,5 млрд, а импортировала на $33,2 млрд.
У Китая традиционно обратная ситуация — значительное превышение объемов экспорта над импортом. В 2023 году экспорт — $3,38 трлн, импорт — $2,55 трлн.
Не так много стран, у которых с Китаем положительное сальдо внешнеторгового баланса. Украина — среди большинства.
Чем в основном торгуют между собой супердержава и останки несамостийного государства?
Из Украины в Китай традиционно идут такие товары, как железная руда, кукуруза и подсолнечное масло. В обратном направлении в основном машины и потребительские товары.
При этом железная руда, важнейшая экспортная статья Украины, серьезно пострадала с начала конфликта на Украине. Если до начала СВО экспорт составлял 18,5 млн тонн руды, то в 2023 году объемы поставок упали до 1,4 млн тонн.
Но и это стало возможным только благодаря открытию морского коридора. Более того, ожидается рост в 2024 году экспорта руды из Украины до 2-3 миллионов тонн в месяц(!), конечно, если ситуация не изменится — с безопасностью морского коридора и пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. Но это уже задача ВКС РФ — поспособствовать ограничению экспорта из Украины.
Это относится и к поставкам китайской листовой стали, в которой очень нуждается украинская промышленность.
На украинском рынке в 2023 году его доля, в общей структуре потребления листового проката с покрытием, составила 34%. Кстати, его доля могла бы быть больше, если бы не антидемпинговые пошлины и не рост внутреннего производства(!) — это тоже стоит переадресовать ВКС РФ. Какое еще производство на Украине для их ВПК?
Лишнюю «политику» в нынешней торговле двух стран искать не нужно. В российском информационном пространстве можно встретить и намеки, и прямые обвинения в адрес Китая из-за поставок комплектующих Украине, которые могут быть использованы для производства различных видов вооружений, в т.ч., ставших такими популярными, беспилотников. Но все ограничения на торговлю с Китаем или Россией вводятся по инициативе стран Запада. При этом ни Россия, ни Китай, со своей стороны не стремятся к разрыву торговых отношений с Западом или другими странами. Естественно, это не относится к поставкам китайских вооружений Украине — это исключено.
Кандидат экономических наук, участник Движения «Другая Украина» Александр Дудчак