Как сообщает телеграм-канал Eurasia Daily, Западные страны пытаются ударить по российскому сектору СПГ.
Регистр Палау временно приостановил регистрацию трех газовозов, которые перевозят первые грузы с санкционного «Арктик СПГ — 2». Ранее США ввели санкции к этим танкерам. Также под прямые ограничения Вашингтона попали еще четыре новых газовоза, которые вышли на маршруты по доставке сжиженного газа с «Ямал СПГ». Запад усиливает давление, чтобы экспорт СПГ из России не рос. Эксперты отмечают, что «Новатэк» может обойти ограничения, но пострадают доходы.
Регистр Палау временно приостановил регистрацию газовозов Pioneer, Asya Energy и Everest Energy, которые ходят под флагом островного государства. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на заявление регулятора, тот проверит, нарушили ли танкеры санкции США с помощью обманных практик — отключения транспондеров, которые указывают месторасположения и курс судов.
Танкеры могли принять первые грузы с «Арктик СПГ — 2», к которому США в ноябре прошлого года применили прямые блокирующий санкции. Западные мониторинговые агентства публиковали спутниковые снимки судов, стоящих на загрузку на полуострове Гыдан.
Шаг тихоокеанского государства стал очередным в череде санкций Запада против российского СПГ. Накануне, 23 августа, управление по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США ввело санкции к семи танкерам, которые считают теневым флотом по вывозу российского СПГ. Кроме Pioneer, Asya Energy, Everest Energy и их оператора индийской Ocean Speedstar Solutions, в SDN List попали и четыре газовоза оператора White Fox Ship Management из ОАЭ, и он сам. Американцев не смутило, что North Sky, North Air, North Mountain и North Way только теоретически и в будущем могут перевозить СПГ со второго арктического проекта России. Сейчас суда занимаются перевозкой грузов с «Ямал СПГ», который не находится ни под какими ограничениями.
По данным АИС судов, непосредственной доставкой СПГ сейчас занимаются два санкционных танкера, North Sky и North Mountain. 28 августа первый газовоз подошел с грузом с «Ямал СПГ» к китайскому порту Янгку, а второй, следующий из бельгийского Зебрюгге, обходит мыс Доброй Надежды на пути в Азию. North Air и North Way возвращаются из Азии. В то же время Everest Energy по-прежнему находится в районе полуостровов Ямал и Гыдан, Asya Energy вернулся к Мурманску, очевидно, для перегрузки газа с «Арктик СПГ — 2» на другое судно. А Pioneer стоит у Суэцкого канала после передачи груза с санкционного проекта на танкер New Energy, который не находится под ограничениями.
В сообщении OFAC говорится, что судам предоставлены исключения до 23 октября для захода в порты и в ситуациях, связанных с безопасностью судов, экипажей и окружающей среды. При этом выгрузка СПГ и новые коммерческие контракты запрещены. Очевидно, США и его союзники играют на опережение, чтобы Россия не смогла создать флот и устоявшиеся маршруты, по которым будут экспортироваться грузы с «Арктик СПГ — 2» и других будущих российских проектов, которые попадут под санкции Запада. К 2030 году в России планируют увеличить производство СПГ почти втрое — до 100 млн тонн в год.
В США не скрывают желания покончить с производством сжиженного газа в России.
«Только на прошлой неделе, например, мы ввели санкции к «Арктик СПГ — 2». Это флагманский проект «Новатэка», который хочет сделать Россию крупнейшим экспортером СПГ в мире. Наша цель — убить этот проект. Для этого мы вводим санкции, работаем с партнерами по «Большой семерке» и другими странами», — говорил на ноябрьских слушаниях в Сенате помощник госсекретаря по энергетике Джеффри Пайетт.
Еще тогда флот «Арктик СПГ — 2» получил удар. Из-за санкций проект не смог запустить отгрузки сразу — в декабре, когда ввели в эксплуатацию первую очередь. Южнокорейская верфь Hanwha Ocean не смогла передать уже построенные танкеры ледового класса. С одной стороны, США ввели ограничения к трем кипрским компаниям, которые должны были стать собственниками части судов. С другой, японская Mitsui не может передать другие построенные в Южной Корее газовозы во фрахт из-за ограничений.
Кроме того, российская судоверфь «Звезда» также задерживает передачу газовозов, так как из-за санкций их строительство замедлилось.
Эксперты полагают, что в этой ситуации «Новатэк» может обойти ограничения. Например, газовозам поменяют флаг регистрации. Но российской компании придется заплатить свою цену, считают аналитики.
«История вывоза нефти показывает, что эти санкции в итоге не работают, хотя и повышают транзакционные издержки в пользу структур, организующих серые схемы», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Он не исключает, что организаторы схем вполне могут иметь отношение к Западу.
В условиях санкций даже более серьезным вопросом является, кто будет потребителем СПГ. Например, клиенты «Арктик СПГ — 2» объявили о форс-мажоре, который позволяет им не выполнять контрактные обязательства по приему сжиженного газа.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов полагает, что, вероятно, состав клиентов российских санкционных проектов поменяется.
«Это либо станут госкомпании (Китая), а, скорее всего, появится череда перекупщиков СПГ, которая может меняться ежемесячно», — говорит эксперт.
Максим Худалов отмечает, что маржа российских экспортёров может снизиться.
«Правда, есть надежда, что цена на СПГ отреагирует ростом на эти новости, что во многом компенсирует потери маржи на экспорте российским поставщикам», — говорит главный стратег «Вектор Икс».
«Пока что практика показывает, что некоторые потребители, особенно в Китае, готовы иметь дело с подсанкционными товарами, если эти товары продаются со скидкой», — говорит уже аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его мнению, новые санкции радикально ситуацию не меняют, являясь логичным продолжением введённых ещё осенью прошлого года ограничений против «Арктик СПГ — 2».
«Безусловно, санкции усложнят логистику «Новатэка» и приведут к появлению дисконтов у российского СПГ. Также «Новатэк», возможно, будет вынужден использовать транспортировку борт-в-борт, чтобы конечный потребитель избегал контакта с санкционным судном», — продолжает аналитик ФГ «Финам».
Он полагает, что негативом для российской компании могло бы стать введение санкций против газовозов, поставляющих СПГ на европейский рынок: «Однако пока что под ударом оказываются суда, ориентированные на азиатский рынок».
The Financial Times сообщало со ссылкой на консалтинговую компанию Windward, что со второго квартала 2023 года более 50 судов СПГ сменили владельцев на компании, расположенные в ОАЭ, и танкеры могут быть привлечены к перевозке российского газа. В то же время пока известно о девяти газовозах. На Западе теневым флотом называют суда, которые принадлежат малоизвестным компаниям в третьих странах с неизвестными конечными собственниками.
Ранее мы сообщали, что Россия близка к тому, чтобы стать крупнейшим поставщиком СПГ в ЕС в июле.