В мировых СМИ часто проходит тезис, что любой следующий американский президент не остановит войну на Украине. Заявления Трампа по поводу прекращения войны части экспертов представляются не более, чем предвыборным популизмом. «Трамп пугает народ ровно так же, как его фигурой народ пугают демократы. Оба лагеря объездили миф о спасителе Америки от страшного зла, которым представляют оппонента. Совсем недавно Трамп уже говорил, что в случае его победы на выборах снова «воцарится мир», а если их выиграет Харрис, «мир превратится в дым». В этом контексте ничего особо нового он не сказал», – заявила RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктория Федосова.
Политолог-американист Малек Дудаков также охарактеризовал заявления республиканца «как предвыборный популизм». «Когда Трамп говорит про три-четыре месяца, он исходит из логики избирательных циклов США, потому что до выборов осталось у них меньше месяца и до инаугурации следующего президента – как раз три месяца. То есть, таким образом, он избирателям говорит, что если выберете не меня, а Камалу Харрис, то через три месяца она начнёт Третью мировую войну», – пояснил Дудаков RT. По его мнению, речам республиканца верить не стоит. Эксперт полагает, что и Трамп, и Харрис при избрании на пост президента США будут проводить примерно похожую политику в контексте украинского конфликта.
В этих рассуждениях есть логика. Трамп может говорить все что угодно, но есть интересы американского ВПК, и их так просто не обойдешь, есть общая культура управления внешнеполитическими процессами американской системы власти и их моментально не поменяешь. Украинским конфликтом США привязали Европу к себе и в свою пользу. Они больше теперь контролируют Европу экономически, политически, в военном плане, наивно было бы утверждать, что все это при приходе Трампа будет отыграно назад. С чего ради? Америке, вроде как, нет смысла отступать с завоеванных позиций. Тем более, что в эти позиции вложены сотни миллиардов долларов американских и европейских налогоплательщиков, а также различных международных фондов, основными донорами которых также являются США.
Но тогда получается, что Зеленскому и беспокоиться незачем. Ему просто нужно подождать пока Трамп, в случае избрания, также как он, переобуется на ходу и после политического сальто из президента мира станет президентом войны, возможно, наденет камуфляж, приедет в Киев и потребует снизить возраст мобилизации до 5 лет от роду. Но даже Зеленский своим занюханным кокаином умишком понимает, что этого не будет, такой сценарий просто невозможен.
Трамп не может повторить политическое перевоплощение Зеленского, поскольку сегодня ведет мирную риторику намного жестче, чем этот политический клоун в 2019 году во время президентских выборов. Тогда для победы в президентской гонке на Украине достаточно было скудных намеков и расплывчатых обещаний достичь мира. В то время Зеленский не был политическим тяжеловесом в украинской политике, он вообще не был политиком и мог говорить все что угодно. Он вошел в избирательную гонку в качестве удобного спарринг-партнера для действующего президента Порошенко. Зеленский стал президентом Украины вследствие ошибки неграмотного президентского избирательного штаба. Там посчитали, что если клоуну разрешат говорить о мире, то избиратели не воспримут это всерьез.
Но избиратели поверили Зеленскому потому, что очень хотели мира и не посмотрели, что он комик, а не политик. В то время Порошенко выглядел больше клоуном, чем Зеленский со своей избирательной кампанией «Или я, или Путин». Так что, можно считать, что на Украине уже в 2019 году победил Владимир Путин, и именно ему Зеленский обязан своим президентством. Кстати, сегодня он бы безоговорочно Путину выборы проиграл, потому их так боится.
Но вернемся к Трампу. В его избирательной риторике нет невнятности Зеленского, он не просто говорит о мире, он говорит о возможности Третьей мировой войны. «Я беспокоюсь насчет следующих трех-четырех месяцев в том плане, что мы окажемся в состоянии мировой войны из-за людей, которые у нас есть [в правительстве]», – заявил Трамп на митинге в Калифорнии. При этом он конкретно обвиняет своего оппонента Байдена в том, что он не способен достичь мира. «Байден ничего не сделал (для урегулирования украинского конфликта), он не разговаривал с (президентом РФ) Владимиром Путиным более года. Он ничего не знает об этом», – сказал Трамп, выступая перед сторонниками в штате Пенсильвания.
Более того, кандидат от республиканцев легко переиграл Зеленского, который во время своего визита агитировал за Камалу Харрис и оскорбительно о нем отзывался. Достаточно было твердой команды «К ноге!», и Зеленский слушает наставления Трампа: «Для танго нужны двое! И то, что мы здесь сегодня вдвоем — это знак». И знак был в том, что Зеленский в этом танце – партнерша. Впрочем, ему не привыкать.
Ведь у Байдена Зеленский вообще марионетка. Он, не задумываясь, транслирует нарративы американской гегемонии, которой его научили кураторы. Смысл этих нарративов простой: какую-то страну объявляют «диктатурой» и «угрозой цивилизованному миру», туда приходят войска НАТО, чтобы сменить власть, расчленить ее и подчинить внешнему управлению.
При этом «доказательства» об «угрозе цивилизации» обычно оказываются циничной ложью, либо вообще не предъявляются. Главным тезисом информационной компании, которая обслуживает военное вторжение, является наказание, а вовсе не справедливость, доказательства какой-либо вины или опасности. Целые страны и народы объявляются виновными и требующими немедленного наказания. При этом, приведет ли наказание к улучшению ситуации, вообще не анализируется. Наказание становится самоцелью, и его достижение полностью замещает любой анализ вины. Более того, те, кто сомневаются в вине обвиняемых стран, народов и их лидеров, немедленно объявляются преступниками и соучастниками «злодеев».
Таким образом, мир наступит тогда, когда США накажут «злодеев», именно эту стратегию и проводит в жизнь Байден, а вслед за ним и Харрис. Чтобы «злодей» ни задумал, роль США, НАТО и коллективного Запада – этому противостоять, вне зависимости от того, насколько все эти игры отражают реальность. Например, генсек НАТО Марк Рютте, ранее призывавший не обращать внимания на ядерный потенциал России, заявил, что стратегия Альянса заключается в поставках оружия Украине, чтобы она могла выйти на переговоры с позиции силы. «Не позволить Путину добиться желаемого в Украине. Это означает оказание массовой помощи Украине, чтобы они могли сопротивляться. Мы должны сделать все, чтобы Украина имела возможность продолжать действовать», – сказал Рютте на пресс-конференции в Брюсселе.
То есть, сотни миллиардов долларов тратятся, и сотни тысяч людей погибают за то, чтобы «не позволить Путину добиться желаемого», и нет никаких доказательств того, что президент России добивается именно того, о чем руководство НАТО думает, и на что тратятся деньги и людские жизни. В этом духе составлен представленный нелегитимным Зеленским «план победы Зеленского», который приглашает коллективный Запад нагадить России как можно больше, и этим ограничиться.
Риторика Трампа совершенно другая. «Я хочу остановить войну. Я хочу спасти жизни людей, которых без необходимости убивают миллионами», – сказал он на дебатах с Харрис. То есть, Трамп не становится в позу палача, который кого-то там наказывает, а ставит проблему гибели людей в центр. В этой позиции нет «правильных» и «неправильных» людей, а есть просто люди, которые гибнут почем зря. И в этом совершенно иной подход к проблеме конфликтов.
Но из этой логики выходит, что Зеленский, который пренебрег жизнями и здоровьем граждан Украины ради своих политических амбиций, является не героем, каким его объявляли ранее в странах коллективного Запада, а преступником. И Трамп именно об этом заявил The Washington Post. Кандидат от республиканцев обвинил Зеленского в том, что он необдуманно влез в войну и проиграл ее. «Он не должен был допустить начала этой войны. Война проиграна», – сказал Трамп, в подкасте с консервативным комментатором Патриком Бет-Дэвидом. Также Трамп добавил, что президент Байден «спровоцировал эту войну», которая, как он неоднократно заявлял, «никогда бы не случилась», если бы президентом был он.
Риторика Трампа значительно более прагматична, он не впадает в экстаз от величия Америки и не обещает Зеленскому поддерживать его режим вечно и бесконечно. Он беспокоится об основах экономической мощи США, потеря которой приведет страну к катастрофе. «Мир вокруг нас рушится, мы даже можем лишиться долларового стандарта по всему миру. И если мы лишимся долларового стандарта, то это будет все равно что проиграть войну. Во многом это даже хуже, чем проиграть войну», – заявил Трамп.
Таким образом, мы имеем дело с другой системой управления, основанной на других ценностях, чем у Байдена и Харрис. И столкновение этих систем неизбежно. Фактически мы уже имеем не одну Америку, а две, и раскол будет только усиливаться, вплоть до гражданского противостояния. Результаты выборов, какие бы они ни были, для многих чиновников, политиков и бизнесменов станут катастрофой. И кто бы на выборах ни победил (если победитель вообще будет), процесс противостояния никуда не уйдет.
Маркер «демократ-республиканец» весьма условный, ситуация намного глубже. Если мы вспомним Гражданскую войну в США, то там столкнулись две системы управления – рабовладельцы и промышленники. Война, как известно, была кровавой и трудной, но она определила судьбу США на ближайшее столетие. Страна стала впоследствии известна не великими плантаторами и рабовладельцами, а Эдисоном, Фордом и братьями Райт.
Нынешняя американская ситуация предполагает конфликт между сторонниками гегемонии США и сторонниками ее дальнейшего развития. Поэтому полезно вспомнить слова Авраама Линкольна: «Америка никогда не падёт от внешнего вторжения, но, если мы оступимся и лишимся свободы, это произойдёт лишь по нашей вине». Сегодня наступило именно то время, когда очень легко оступиться. И это может стать реальным и неизбежным.
Председатель Совета Движения «Другая Украина» Виктор Медведчук