Не знаю более грустного и нелепого юбилея. Причём, как для Украины в целом, так и отдельно для моей скромной персоны.
6 января 2019 года – то есть пять лет назад – среди медийного шума и показного ликования украинских властей был подписан томос об автокефалии Православной церкви Украины – ПЦУ.
Две особенности делают случившееся, действительно, неординарным. Пожалуй, даже уникальным.
Во-первых, трудно представить такое историческое событие, когда подписание одной ничтожной бумажки в чужой стране, чужим человеком, стало бы причиной бед и страданий миллионов людей. Более того, эти страдания не только не утихают, но продолжаются с нарастающей силой.
Во-вторых, в мире мало таких явлений, о которых было бы произнесено столько лжи и, при этом, перечень новых неправд можно продолжать без конца.
Начнём с названия. Живущий в Стамбуле патриарх Варфоломей, на самом деле, назвал своё детище не ПЦУ, а СЦУ (святейшая церковь Украины). Так эта контора и значится в «томосе». И, хотя в связи с неблагозвучностью были внесены коррективы, но мы помним поговорку: как вы яхту назовёте…
Итак, что же было создано на Украине пять лет назад, кем и для чего? Тут, как мы и предупреждали, начинается «брехня на брехне».
Была ли создана новая поместная православная церковь? Нет. Для её создания нужны два важнейших условия: наличие апостольского преемства у её священнослужителей и признание всеми 15-ю поместными церквами мира.
Ни того, ни другого у ПЦУ нет. Следовательно – это не Церковь. И присутствие в ней открытого извращенца и фигуранта криминальных дел Александра Драбинко (он проходил по делу о похищении настоятельницы Покровского монастыря в Киеве, которое освещал и чуть не погиб журналист Дмитрий Скворцов) каноничности ПЦУ не добавляет.
Имел ли право стамбульский сиделец Варфоломей I кому-либо на Украине выдавать томос, то есть документ, подтверждающий полную независимость (автокефалию) Поместной Церкви? Несмотря на все лживые фантазии Варфоломея и его окружения, он такого права не имел. На Украине была и есть единственная законная православная Церковь – УПЦ МП. А она никакого «томоса» у Варфоломея не просила.
Кому же выдал свой «томос» господин Архондонис, бывший капитан турецкой армии? Двум совершенно «левым» сборищам, называющим себя «церквами» – УПЦ КП расстриги Филарета и вызванной к жизни Адольфом Гитлером, УАПЦ.
Это волшебное обретение двумя компаниями раскольников «благодати» с помощью подписи Варфоломея остроумно описал отец Дмитрий Сидор – ужгородский священник, ныне преследуемый режимом Зеленского:
– Уявіть собі, що всі наші ужгородські п’яниці одержали від якогось далекого нарколога, наприклад, з Дніпропетровська довідку про те, що вони ніколи в житті не пили горілки.
Разумеется, каноничность, автокефалия и томос приобретаются совсем иным, законным путём. И право их предоставить имел лишь глава кириархальной церкви (Церкви-Матери) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на чью каноническую территорию вторгся обнаглевший Варфоломей, изображающий из себя «православного папу».
Откуда же эта наглость и аппетиты Константинопольского патриарха? Кто питал его фантазии?
Создателей у церковного раскола 2019 года на Украине несколько. Это тогдашний президент Порошенко, который поверил своим технологам, будто бы истерия вокруг обретения церковной «незалежности» добавит ему процентов десять на президентских выборах. Скажем сразу: не добавило, кондитера кинули, а он кинул Варфоломея – из нескольких десятков обещанных храмов отдал ему лишь одну Андреевскую церковь в Киеве.
Следующие «интересанты» – Госдеп, Майк Помпео, Сэм Браунбэк и их начальство. Эти твёрдо выучили, что Церковь Христова служит объединению стратегического врага – Святой Руси. Значит, эту Церковь нужно уничтожить или подменить фальшивкой.
Наконец, бедный Варфоломей, которого очень не любит Эрдоган, у которого всего несколько тысяч прихожан в Турции, а мятежная американская паства весьма непослушна. Он, как «интересант», пережив облом, сам обманул хлопцев из ПЦУ. То, что он всучил пять лет назад Серёже Думенко в Стамбуле, можно назвать чем угодно, но только не «томосом».
Попробуем приоткрыть сей документ.
С первых строк недвусмысленно сообщается: ПЦУ признаёт своим главой «Патриарший Вселенский престол». А где тогда автокефалия? Где церковная «незалежность», которой радовался не всегда трезвый кондитер? Забудьте! СЦУ (ПЦУ) должна действовать, как подконтрольная Стамбулу организация. За решениями всех церковных, догматических и канонических вопросов глава «СЦУ» должен обращаться в Константинополь. Кадровые, судебные вопросы – также в компетенции старика Варфоломея. Ни изменения в устав внести, ни открывать новые приходы за рубежом, ни утверждать состав «Синода» – ничего без Стамбульского руководства.
Простите, панове, а что вы сегодня празднуете? Страшно вас огорчу. Томос 1990 года, который Московский Патриарх Алексий II вручил УПЦ МП, предоставляет неизмеримо больше прав и является томосом настоящим, а не фиговым листком, за которым жажда стамбульцев поживиться за счёт большой и некогда богатой страны.
Каковы же реальные последствия авантюры, задуманной гораздо раньше, но запущенной в январе 2019-го? Где высокопарно обещанные Варфоломеем порядок и церковный мир на Украине?
Разбитые головы, кровь, нападения «пэцэушников» на 6000 храмов канонической Церкви, антицерковные законы Верховной Рады, отправка на фронт священников неугодной властям УПЦ, беснования кощунников в Киево-Печерской лавре – вот, господин турецкий капитан, только часть ваших «достижений» на Украине (добавлю, что и в других странах – Сербии, Молдавии, Македонии, Эстонии – вы учиняете церковные погромы по такому же сценарию).
Тут мы потихоньку дошли и до моей личной ситуации. Несколько лет подряд я писал и говорил о том, что и «новая церковь ПЦУ», и её пресловутый томос – есть липа и обман. Что спасать свою бессмертную душу с ними нельзя. За, что, собственно, и был арестован, судим и получил срок.
Здесь бы поставить убедительную финальную точку. Но я уже слышу знакомые голоса:
– Мы люди не церковные. Нам всё равно, где свечки ставить, что в УПЦ, что в ПЦУ. А ваши разговоры о канонах и «расколах» – это для учёных.
Что ж, сделаю последнюю на сегодня попытку объяснить наглядно, чем страшен церковный раскол и существование в стране лже-церкви.
Представьте, что вы потеряли дорогого для вас человека. Например, у вас умер отец.
Вы привезли покойного в церковь. Вас встречают, как будто священники. С крестами и кадилами. Они вашего отца куда-то увозят. И там, куда его увезли, не отпевают, не молятся, а с хохотом танцуют вокруг него. Выкрикивают ему в лицо оскорбительные слова. И подвергают самым отвратительным унижениям. Потому что это не священники и не храм, а прибежище диавола.
Таков украинский церковный раскол. Вместо молитв, таинств, вечной жизни – вечная погибель.
Верю: когда придёт освобождение, всё это демонское наваждение исчезнет, яко исчезает дым.
Но пока нужно дождаться, домолиться и дотерпеть.
Ян Таксюр, писатель, православный публицист