На текущий момент можно выделить несколько факторов, влияющих на польско-украинские отношения:
1. Около миллиона украинских беженцев находятся на территории Польши;
2. Председательство Польши в ЕС;
3. Логистический центр по поставкам оружия в Жешуве;
4. Выборы президента Польши в середине мая текущего года.
Именно политический процесс возбудил одну из самых болезненных тем – «Волынскую резню».
Началось всё примерно с того момента, когда стало понятно, что коалиционное правительство, организованное премьер-министром Польши Дональдом Туском, не в состоянии не только слаженно работать, но и выдвинуть единого кандидата на президентских выборах осенью 2025 года.
Тогда у депутатов началась отчаянная охота за электоратом, а для усиления риторики они стали концентрироваться на теме геноцида польского народа.
Ещё в июле прошлого года, вице-премьер и министр национальной обороны республики Владислав Косиняк-Камыш заявил, что Украину нельзя принимать в Евросоюз, пока власти в Киеве не урегулируют вопросы, связанные с эксгумацией тел и воздаянием памяти жертвам Волынской резни.
Очевидно, что председательство Польши в ЕС вполне может способствовать шантажу Варшавы против Киева.
Но при этом на деле понятно, что интеграция Киева в ЕС и НАТО является вопросом далёкого будущего и мало зависит от сиюминутной риторики Варшавы. Это ясно всем, но теперь будет очень удобно прикрыть этот секрет Полишинеля непримиримыми поляками, которые как будто мешают процессу.
Зато активное педалирование поляками темы геноцида для внутреннего потребления может сработать и стать примером попытки вести национально ориентированную политику – тем, чего как раз не хватает правящей коалиции.
Составляющей этой тематики становится удаление (выведение, вычищение, избавление), постепенное избавление от идеологии и мифов о «героях УПА и Бандере».
Создаётся устойчивое ощущение, что этот формат уже изжил своё. Главные игроки начали его «сливать».
Причины:
1. Глобалистам он более особо не интересен. А если Западная Украина «отходит Польше», то ей «УПА/Бандера» совсем не нужны;
2. Зеленский также не против, однако «мягко поддерживает слив», чтобы «галичане и неонацисты» не пронюхали замысел и не подняли бунт против ОП.
В эту логику вполне спокойно вписываются усиление «наезда» в историческом кейсе на УПА, Бандеру и «Волынскую резню».
Получается так, что сценаристы руками нациков сносили памятники Красной армии и Героям Великой Отечественной войны на Западной Украине для того, чтобы там в будущем появились памятники «польским героям».
Независимость, она такая. Зависимая.
Политолог, участник международного Движения «Другая Украина» Василий Вакаров