Обольщаться действиями новой американской администрации не будем. Трамп хочет сделать США снова великими, но за счёт остальных.
Тем не менее, определённое потепление уже есть – в деловой сфере.
Всё чаще в прессе появляются сообщения о том, что на российский рынок хочет вернуться та или иная компания. Некоторые это делают тихо, без пиара в СМИ, как некоторые парфюмерные бренды. Другие преследуют свою выгоду, но вынуждены были лавировать в антироссийских санкциях, и сейчас ищут возможности полноценного возвращения в Россию. Так, например, компания SUBWAY уже возобновила деловые отношения с российскими партнёрами и сейчас компания активно выдаёт российским бизнесменам права на франшизу – ещё недавно было запрещено использовать фирменные знаки.
Некоторые еще и оговаривают определенные условия, как будто их возвращение больше нужно России, а не им самим.
Среди таких – Boeing, который собирается вернуться на российский рынок, но обставляет это дополнительными условиями – в обмен на поставки титана.
Хотят вернуться и такие известные бренды, как McDonald’s и Coca-Cola.
Во всех этих историях есть два важных момента. Во-первых, западные компании несут убытки от антироссийских санкций и им очень хочется вернуться в Россию. Они потеряли свои места на рынке, и их уже заняли или занимают российские, китайские и другие производители. Во-вторых, уже Россия вправе выбирать – кого пускать, кого не пускать, и на каких основаниях, на каких условиях.
Тот же Boeing, может не торопиться. Тем более, требовать какие-то дополнительные условия. У России есть планы по созданию 500 отечественных самолётов, они не раз сдвигались, и возвращение такого конкурента снова может эти планы нарушить. Да и титан вполне может быть использован для производства своих самолётов.
McDonald’s и Coca-Cola также вполне успешно представлены другими торговыми марками, к которым россияне привыкли. И в полном возвращении производителей не самой полезной продукции нет нужды.
И этот процесс интересно сравнить с тем, что происходит в том же секторе на Украине. Оказывается, за последние полтора года с украинского рынка во избежание потерь ушли почти три десятка известных брендов. Треть из них составляют сети магазинов одежды и обуви, как западные, так и российские.
Их никто не принуждал, санкции не вводил. Но оставаться на Украине – означало нести убытки из-за снижения платежеспособного спроса населения, да и от значительного уменьшения численности самого населения.
И это только те, кто закрывался после начала СВО. А было множество компаний, которые уходили из Украины через год-два после госпереворота 2014 года, в т.ч. энергетические компании, сырьевики, многие автопроизводители. Среди причин – разрыв связей с Россией, потери рынка.
Нынешний режим довел Украину до того, что некому покупать, некому работать. Уже на втором году СВО 75% компаний испытывали проблему с кадрами. И спрос населения поддерживался в значительной мере финансированием киевского режима – пока в нем была потребность. Более половины бюджета Украины – из внешних источников, 2/3 ВВП – кредиты и гранты (но в основном – кредиты).
И как будет существовать этот режим при нынешнем развороте США – большой вопрос. Но это не волнует Зеленского, для него самая важная задача – собственное выживание.
Участник Движения «Другая Украина», кандидат экономических наук Александр Дудчак