Необходимо напомнить – начало СВО было вынужденным. Киевский режим к концу февраля 2022 года сосредоточил на границах с ДНР и ЛНР более 120 тысяч солдат ВСУ, 345 танков, 2160 боевых бронированных машин, 820 артиллерийских орудий и минометов, 160 реактивных систем залпового огня, включая 300-мм установки «Смерч». ВСУ в 20-х числах, т.е. накануне событий, создавали проходы в минных полях с помощью установок разминирования, забрасывались ДРГ, причем не только на территорию республик, но и в Россию, организовывали теракты.
Специальной военной операцией был нанесен упредительный удар, который не позволил ВСУ ворваться в жилые кварталы городов – Луганска, Донецка, других населенных пунктов Донбасса.
Это была вынужденная мера, поэтому вина на разрушениях и потерях среди мирных жителей на Украине лежит на киевском режиме, на Европе, США при демократах, и в первую очередь – на британцах, которые в лице своего премьера заставили колониальный режим Зеленского отказаться от мирных переговоров.
Уже к концу первого года экономика Украины потеряла примерно 30%, украинский премьер-министр Шмыгаль называл цифру и в 50%, вероятно для того, чтобы вызвать жалость на Западе и стимулировать щедрость спонсоров войны на Украине.
Многое было потеряно ещё до 2022 года – за восемь лет прошедших после госпереворота 2014 года, когда Украина перешла под управление «коллективного Запада» – Лондона, Вашингтона, Брюсселя. Ликвидировались целые отрасли, способные составить конкуренцию европейским и американским производителям – авиация, космос, судостроение, химпром и пр.
Но за три года СВО стало очевидно – те, кто ведёт Украину по пути самоуничтожения проводят осознанную, целенаправленную политику депопуляции, которая «дополняет» процесс деиндустриализации. Подконтрольная Киеву территория лишается самого ценного – своего населения. На этой земле проводится геноцид. Кто не успел покинуть пределы бывшей Украины, ставшей зоной с охраняемым периметром, тех режим стремится отправить в окопы. Ведь западным корпорациям не нужно столько людей, чтобы обслуживать сырьевые отрасли территорий, которые британские и американские корпорации считают своей собственностью. Населения осталось порядка 17 млн. Сбываются планы Збигнева Бжезинского, который в 1992 году заявлял, что к 2030 году на Украине должно остаться не более 20 млн человек.
Долги государства давно стали неподъемными, их не выплатить ни в каких перспективах. Цифры бюджета прошлого года удивительны: расходы – более 81 млрд долл., доходы примерно 43 млрд долл., но только на военные нужды было запланировано 42 млрд долл. Долги своими размерами догнали ВВП, да и тот состоит на 2/3 из кредитов и грантов (в основном из кредитов).
И вопрос уже не в том – отдаст ли Зеленский за долги ресурсы и территорию иностранцам, а в том – кому именно. Британцы рассчитывали на значительный кусок этого пирога. Но Трамп требует 500 млрд… Их взять неоткуда – «редкоземы» и прочее, для превращения из объекта геологоразведки в товар, должны пройти долгий путь инвестиций мирного времени. А гарантии Зеленского ничего не значат. Он не может сам себе гарантировать «завтра».
Кроме того, США, по предлагаемой ими Киеву сделке, хотят получить 50% доходов от добычи полезных ископаемых, а также нефтегазовые ресурсы, порты и другую украинскую инфраструктуру.
И уже понятно, что даже на уровне лозунгов воевать, отловленным на улицах рекрутам ВСУ, не за что – земля, на которой стоят их дома уже не принадлежат народу Украины, как должно было бы быть в соответствии с Конституцией.
Потерян стабильный источник дохода – транзит российского газ. Не панацея, но до 1,3 млрд долл. в год давал. Более того, теперь газ нужно закупать по высоким ценам в Европе, но и его сложно доставить до потребителя – ГТС не рассчитана на перекачку с запада во все регионы Украины. От запасов природного газа в ПХГ осталось около 10% – это критическая отметка, и Украине необходимо импортировать от 100 млн м3/мес. газа. Да и идёт он на Украину теперь через Словакию, а Братислава помнит хамские заявления в адрес руководства этой страны в ответ на просьбы не прекращать транзит из России. Газа собственной добычи хватило бы, учитывая потерю производственных мощностей и населения – потребление сократилось примерно на 50%. Но удары ВКС РФ по системе газодобычи, серьезно сократили эти возможности. Предприятия ВПК напрямую зависят от наличия газа. Если они работают, значит, газа достаточно. Но они работать не должны, потому и становятся объектами ударов ВКС – и подземные хранилища газа (что снижает в них заинтересованность и зарубежных клиентов), и газовая инфраструктура.
Украина превратились из экспортера в импортера и электроэнергии. По той же причине – предприятия ВПК должны быть отключены. Но у банды Зеленского население обеспечивается по остаточному принципу. По декабрьским прогнозам НБУ (уже очевидно, что они были слишком оптимистичными) – даже с учетом импорта в 2025 г. дефицит электроэнергии оценивается на уровне 4%. По данным НБУ, Украина с весны 2024 г. наращивала импорт электроэнергии из стран Евросоюза, а с 1 декабря 2024 г. максимально возможный объем импорта электроэнергии из Евросоюза был увеличен до 2,1 ГВт.
Но для Зеленского главное, — чтобы можно было доказать свою нужность Западу.
И вдруг оказалось, что спустя три года СВО и на Западе мнения о будущем подконтрольных им территорий стали слишком разные у разных центров влияния. Еще «вчера» весь Запад требовал «войны до победы» над Россией или хотя бы до последнего украинца, а сегодня Трамп требует остановки боевых действий, и как можно скорее. И это во многом определяется его экономическими интересами. Нет, у Трампа нет стремления к исторической справедливости, он вряд ли согласится, что они всем «коллективным Западом» нагло влезли в зону жизненно важных интересов России, и пора оттуда убраться. Нет, ему нужна остановка ради ресурсов. Он уверен, что в таком случае, Штаты сумеют установить на большой, и всё еще подконтрольной территории нужный им режим. И тогда, с чувством, толком, расстановкой перейдут к употреблению ресурсов Украины без каких-либо ограничений. А люди им нужны в минимальном количестве для обслуги инфраструктуры.
Остановить разруху на Украине и спасти как можно больше людей – в этом заинтересована, пожалуй, одна страна – Россия. И народ России, с которым воссоединились уже миллионы украинцев. Если бы это смогли понять все те, кто находится на линии фронта со стороны ВСУ, на территории подконтрольной Киеву, вот тогда бы боевые действия остановились самым верным путем – капитуляцией киевского режима.
Участник Движения «Другая Украина», кандидат экономических наук Александр Дудчак