Мои друзья и единоверцы на Украине, с горечью наблюдая военное противостояние внутри некогда единого народа, иногда спрашивают меня: «Так всё-таки, с кем вы?» Сегодня, в день третьей годовщины начала СВО, попробую ответить. Хотя, честно говоря, думал, что моя позиция давно ясна и не вызывает вопросов.
Поэт Максимилиан Волошин более ста лет назад отчасти выразил то, что теперь у меня на душе:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Да, гибель людей (особенно молодых) я воспринимаю, как трагедию. И всё же, как христианин, я на стороне тех, кто сражается за Христа и Его Церковь. Кто защищает народ Божий, а не гонит его на уничтожение.
Именно отношение к Церкви Христовой за три последних года стало показателем того, за кем правда. Кто с Господом, а кто, к несчастью, с диаволом.
Для канонической УПЦ МП эти годы стали временем гонений, со стороны клики Зеленского. Временем арестов и тюрем для православных верующих людей. Временем неслыханных кощунств со стороны нацистского режима.
Нашу Церковь бессовестно объявили «пособником агрессора» (при этом не имея никаких доказательств). Впрочем, судебная система Украины давно отказалась от любых признаков законности.
Власти Киева научились с помощью манипуляций отводить от себя народное возмущение и «переводить стрелки» на УПЦ МП. Мол, вот подлинные враги государства, можете делать с ними, что хотите.
Фактически сразу же после 24-го февраля 2022 года каноническая Церковь на Украине стала перед выбором: как вести себя, чтобы не исчезнуть. И официальный путь был выбран. Путь лояльности к киевской власти: «Россия – это брат Каин. И мы с украинской властью едины в борьбе против России».
Таков был выбор украинского священноначалия. И, как рядовой мирянин, я не стану его осуждать. Я лишь назову его ошибочным и принесшим горькие плоды.
27 мая 2022 года в Свято-Пантелеймоновском монастыре на южной окраине Киева (Феофания) прошло общецерковное совещание, которое в ходе его работы, с нарушением церковных законов, было объявлено Собором. В итоге сомнительного Собора из Устава УПЦ были вычеркнуты все упоминания о Русской Церкви, запрещено поминать на Литургии имя Патриарха Московского и всея Руси, заявлено о полном разрыве отношений с Русской Церковью, о «самостийном» варении мира и создании собственных приходов за рубежом.
Отметим, все эти действия были вопиющим нарушением канонов Церкви и, по факту, расколом. Но ради простых мирян, чтобы не лишать их общения с Богом через церковные таинства, Святейший Патриарх Кирилл пока не объявил о появлении нового украинского раскола и отпадении южных и западных земель РПЦ от Христа.
Но привела ли политика «умиротворения зверя» и нарушения канонов к безопасности Церкви и миру?
Нет, не привела. Бандитские захваты храмов продолжаются. Орудия ВСУ не раз били по церквям УПЦ МП прямой наводкой. А 20-го августа 2024 года был принят Закон №8371 о полном запрете канонической Церкви. Добавим: храмы УПЦ в больницах, тюрьмах, государственных учреждениях закрыты и переданы самозванцам из ПЦУ. На фронт священники УПЦ не допускаются. Хотя больше всего солдат ВСУ отловлено именно в областях, где местное население окормлялось в храмах УПЦ МП.
Особенно запомнились отвратительные глумления над чувствами верующих со стороны одурманенного наркотиками недопрезидента. Его позорные шоу в храмах Киево-Печерской лавры, и он сам на фоне старинного иконостаса, окружённый собственными портретами вместо икон.
Однако замысел Божий для нас непостижим. В ходе гонений на УПЦ обнаружили себя лучшие, верные. Нашлись те, кто не испугались. Кто встал на путь борьбы и обличения политики террора. Имена их мы знаем, но, опасаясь за их жизнь, назовём лишь некоторые: митрополит Феодосий Черкасский, наместники наших лавр, Святогорской и Киево-Печерской – Арсений и Павел. И ещё сотни и тысячи до времени безвестных монахов и мирян, проливших кровь за веру Христову.
Ещё один важнейший итог трёхлетия: верующие УПЦ, несмотря на давление режима, не пошли в «храмы» ПЦУ. А, следовательно, разговоры о всеобщем церковном предательстве православных Украины являются неправдой.
Премудрый Господь так устраивает жизнь Своей Церкви, что в ходе СВО УПЦ стала очищаться. Стало ясно, кто есть кто. Явились мученики за веру. А значит, новые молитвенники перед Богом за нашу страну. С усилением их молитвы о справедливом мире во многом связаны поражения воинства, пусть и умелого, но идущего против правды и против Бога.
К сожалению, недавно заговорили о недостойном «протестном» письме к Патриарху Московскому от 29-ти епископов с Украины. Хоть формальный повод был другой, письмо это (и его хамский тон) было сигналом украинской власти – мы готовы уйти в раскол и слиться с ПЦУ. Да, факт прискорбный. Вероятно, продиктованный страхом. А может, и действием бациллы национализма, проникшей в ряды священства. Но напомним: в УПЦ МП 95 епископов. Следовательно, большинство отказалось упомянутое письмо подписать. А этот означает, что Церковь жива.
Что же касается режима Зеленского, то он обречён в политическом, военном и материальном плане. Но, прежде всего, он обречён, потому что выступил, как безбожный, как палач Церкви и Самого Спасителя.
Все три года не утихают споры о том, какая нам нужна победа. Думается, настоящей Победой станет неукоснительное выполнение задач СВО – демилитаризация и денацификация. То есть, такое положение, когда православное воинство, под знаменем Спаса Нерукотворного, вырвет оружие из рук тех, кто по-нацистски гонит Христову Церковь.
Ян Таксюр, писатель, православный публицист
.