В прошедшее воскресенье Германия выбирала новый курс. Что ожидать от результатов досрочных парламентских выборов в ФРГ не только немцам, но и тем, кому они так усиленно помогают – украинцам? Об этом и пойдет речь в моём сегодняшнем материале по следам выборов в Бундестаг, которые я бы назвал не иначе, как «безвольное волеизъявление».
Итак, в воскресенье жители Германии отправились на избирательные участки, чтобы выбрать новый парламент, который должен определить политическое будущее их страны на ближайшие четыре года. Эти досрочные выборы проходят на фоне экономического спада, внутриполитических разногласий, растущего общественного недовольства и боевых действий на Украине, в которые немецкие политики суют свои длинные носы даже чаще, чем во внутренние дела своей родины. Впрочем, именно яростная поддержка Киева и стала одной из причин стремительного распада правящей коалиции «Светофора», после чего немцам и пришлось досрочно посетить избирательные кабины.
Кто же в этот раз претендовал на пост канцлера, то есть премьер-министра? Ключевыми кандидатами были:
— Олаф Шольц (Социал-демократы, СДПГ) — действующий канцлер, потерявший популярность из-за экономических проблем и нерешительности в политике.
— Фридрих Мерц (Христианско-демократический союз, ХДС) — консервативный политик, стремящийся вернуть власть после провала Шольца.
— Роберт Хабек (Зелёные) — сторонник жёстких экологических реформ, чья партия теряет поддержку.
— Алис Вайдель (Альтернатива для Германии, АдГ) — представитель правых, критикующих миграционную политику и евроинтеграцию, а также выступающих за улучшение отношений с РФ.
Согласно всем основным опросам, ХДС лидировал с поддержкой около 30%, за ним следовала АдГ с 20-21%. Социал-демократы и Зелёные значительно отставали от двух фаворитов парламентской гонки.
Отмечу, что Алис Вайдель из АдГ — единственный ключевой кандидат на должность немецкого канцлера, открыто заявляющий о необходимости нормализации отношений с Россией. В предвыборной программе АдГ даже содержится призыв возобновить экономические связи с Россией и перезапустить «Северные потоки». В принципе, этот фактор и стал удобным в леволиберальной немецкой среде поводом для травли правой политической силы в преддверии голосования, о чём вы уже, наверное, наслышаны. Теперь пару слов о том, как формируется правительство в ФРГ. Немецкая избирательная система не предусматривает абсолютного большинства для одной партии, поэтому после выборов начинается сложный процесс формирования коалиции. Обычно он длится месяцы, так как партии ведут долгие переговоры, пытаясь достичь удобоваримого для всех сторон компромиссного варианта.
Замечу, что все ведущие партии уже успели заявить, что не будут сотрудничать с АдГ, но её растущая популярность, как ничто иное, свидетельствует о нарастающем протесте внутри немецкого общества, который либеральные элиты страны больше не в состоянии держать под своим контролем. Так что же поставлено на карту, что эти выборы были настолько важны не только для самой федеративной республики, но и для всей Европы? Новый парламент будет традиционно решать ключевые вопросы, основные из которых я сейчас перечислю.
— Экономика: Германия переживает беспрецедентный спад, который требует срочных мер.
— Миграция: нелегальный приток беженцев стал одной из главных тем кампании.
— Роль в ЕС и НАТО: от нового канцлера ожидают определения позиции в отношениях с США, Россией и Украиной.
Также будет нелишним заметить, что данные выборы проходили на фоне кризиса доверия к традиционным немецким партиям. Будет ли новая коалиция способна эффективно управлять страной и какой курс выберет — главный вопрос, который волновал немецких избирателей в прошедшее воскресенье. И, исходя из опубликованных результатов голосования, граждане Германии ответили себе на этот вопрос довольно невнятно.
Официальные результаты подсчета голосов на парламентских выборах в Германии по состоянию на сегодняшнее утро такие:
ХДС/ХСС Фридриха Мерца лидирует с 28,52%.
На втором месте правая «Альтернатива для Германии» — 20,8%. У неё самый большой прирост по сравнению с прошлыми выборами – 10,4%.
Третье место у СПДГ Олафа Шольца – 16,41%. У неё самое большое падение – 9,3%.
На четвёртом месте немецкие «Зелёные» — 11,61%, что на 3,1% меньше прошлого результата.
Пятое место заняли «Левые» с 8.77%
Интересно, что две партии, которые имели шансы попасть в парламент – «Свободные демократы» и «Союз Сары Вагенкнехт» – в Бундестаг, судя по всему, не проходят, а это значит, что правящую коалицию можно будет сформировать всего из двух партий, что очень облегчает политическую жизнь потенциальному канцлеру Мерцу из ХДС/ХСС. Стоит добавить, что общая картина оказалась практически такой же, как и на вчерашних экзит-полах, а это в свою очередь означает, что в подсчёте голосов всё обошлось без сюрпризов.
Какой политический расклад теперь ожидает Германию? Ну, начну, во-первых, с того, что выборы в Германии всё-таки состоялись, а победу на них, как и ожидалось, одержал кандидат от ХДС/ХСС – Фридрих Мерц. Со дня на день станет известно, с кем Мерц сформирует свое правительство, однако уже ясно то, что других вариантов, нежели союз с Социал-демократами, у него нет и не будет. Правда, возможно, что для получения абсолютного большинства в парламенте, Мерцу придётся забирать в правительство ещё и «бедных родственников», Зелёных. Складывающаяся после выборов в ФРГ ситуация до боли напоминает ситуацию во Франции и многих других европейских странах: все партии истэблишмента объединяются против правых и левых. Различия в программах партий теряют какое-либо значение, ведь цель у системных партий одна: их объединяет интерес остаться у власти и спасти «демократию», вернее, тот строй, который они ею именуют. То, что ради достижения своей цели необходимо наплевать на интересы своих избирателей, устроив классический «междусобойчик», похоже никого в рядах победителей особо не смущает.
Разумеется, многим уже совершенно понятно, что, если новое правительство не решит хотя бы часть нынешних проблем ФРГ, на следующих выборах АдГ, либо же другие несистемные партии, с легкостью завоюют большинство в немецком парламенте. При этом опять же многие не только в Германии, но и за её пределами очень сомневаются в том, что Мерц и компания сможет успешно противостоять всем тем вызовам, обрушившимся на плечи каждого законопослушного немецкого бюргера за последние годы. Мерц и его соратники действительно будут вынуждены противодействовать огромному количеству вызовов. Они планируют ограничить миграцию, но их левые партнёры по будущей коалиции наверняка будут саботировать данные инициативы. Мерц также собирается сплотить ослабевшую Европу вокруг Германии, максимально отделиться от Трампа и создать самодостаточную и сильную Европу, однако хватит ли на это сил у посредственного праволиберального политика, по-прежнему остается большим вопросом.
Увы, но дипломатического решения конфликта на Украине Мерц даже не допускает, для него военный проигрыш Украины и усиление позиции России – неприемлемы. Это значит, что при нём немцы до последнего будут бросаться на «украинскую амбразуру», отдавая если не последнее, то предпоследнее Киеву, швырнув интересы простых немцев на алтарь «священной войны». С другой стороны, похоже на то, что сами простые немцы давно не готовы защищать свои интересы, из раза в раз наступая на те же грабли на пути к избирательному ящику. Вот такая вот «игра в ящик» по-немецки, в которую, однако, больше не хотят «шпилить» жители бывшей ГДР, на территории которой большинство немецких граждан отдало свои голоса за правых из АдГ.
Сама же Алис Вайдель, глава «Альтернативы для Германии», сделала по итогам голосования ряд оптимистичных заявлений о результатах немецких выборов, планах своей партии и первых провалах будущего нового канцлера:
«Мы за три года — с последних выборов в бундестаг — смогли удвоить наш результат. Это безумный успех»;
«Фридрих Мерц заявил, что хочет стать независимым от США. Он сравнил Илона Маска с Путиным. Это всё тяжелые риторические выпады против нашего американского партнёра. Нас, Германию, никто не воспринимает всерьёз на международном уровне, поэтому мы больше нигде не сидим за столом переговоров»;
«Мы, как «Альтернатива для Германии», продолжаем выступать за очень хороший диалог, за партнёрский диалог с США, с Россией, с Украиной, с КНР».
Важно отметить, что явка избирателей в Германии составила около 84%, что является самым высоким показателем с момента объединения Германии в 1990 году. Такой внушительный процент принявших участие в этих выборах наглядно демонстрирует всю их судьбоносность для немецкого общества, изрядно «приунывшего» за десятилетия под ярмом деспотизма местных либеральных элит. В завершение же будет справедливо дать слово влиятельнейшей немецкой газете Berliner Zeitung, которая написала об итогах воскресного голосования так: «После победы на выборах в Германии глава ХДС Мерц либо спасет центризм в Германии – или похоронит его навсегда».
Никита Селезнев, политический обозреватель