Главный вопрос, который хотел бы решить Зеленский, это не вопрос войны и мира, а вопрос личных гарантий безопасности. Эти гарантии он видит в возможности своего политического будущего, второго срока своего президентства. В этом он хочет убедить не только украинцев, но и тех, от кого в первую очередь зависит решение этого вопроса, прежде всего американцев.
Отсюда раздражённая реакция на любое сомнение в его лидерстве и высоком рейтинге поддержки украинским народом. Он реально убеждён в том, что с этим не могут не считаться, особенно на Западе, где, как ему кажется, этот фактор проигнорировать не могут, хотя бы потому, что они приверженцы демократических традиций.
Не знаю, откуда у него такая уверенность, особенно после скандала с выборами в Румынии, но он живет в своём мире, и у него своё представление, как все должно быть. Но все устроено не совсем так, как ему кажется, и каждый раз, когда он, пытаясь удержать свой рейтинг и спасти своё лицо, должен понимать, что точно так же основные геополитические партнёры, пытаясь найти выход из этой сложной ситуации, хотят сохранить своё лицо и минимизировать свои политические риски.
Речь о том, что без демонтажа режима, смены политической элиты и, как результат, смены курса страны, вряд ли удастся выйти на взаимоприемлемые компромиссы. Война не может быть бесконечной, а явная победа одной стороны однозначно означает поражение другой. Когда мы говорим о сторонах конфликта, речь не про Украину и Зеленского, а про Россию, объединённый Запад и, конечно же, про США. Хотя там на Западе наметился серьезный раскол по украинскому вопросу и американцы, опять же, пытаясь спасти лицо, позиционируют себя посредниками, осознавая, что шансов стать победителями нет, все же понимают, что смена режима на Украине необходима, иначе продать успех избирателю не получится. Кто-то должен будет нести ответственность за весь тот ужас войны, и одним Байденом тут не обойтись. Так что дело не в симпатиях и антипатиях к Зеленскому, а в том, что он и есть та фигура, которая могла бы весь негатив сконцентрировав в себе, унести с политической арены. Без этого невозможно будет двигаться дальше, так что желание Зеленского сохранить лицо – это его завышенные амбиции, и непонимание сложности текущего момента. Для Трампа он ценности не представляет, к тому же, он для него байденовский прихвостень, который откровенно работал против Трампа, так или иначе сопричастен к его поражению на прошлых выборах.
Это для Трампа очень больная тема, и все его выступления начинаются со слов «Если бы я был президентом…», он даёт понять, что ему сейчас приходится исправлять ошибки Байдена, а все, кто так или иначе поддержал Байдена, тоже несут ответственность за то, что произошло с Америкой за время его правления. И Зеленский в том числе, поэтому сколько бы атомных станций или редкоземельных металлов он не предлагал Трампу, им будет воспринято как откупные, но своим для Трампа Зеленский не станет никогда. Я сомневаюсь в том, что вообще возможна ещё какая-то личная встреча с Трампом.
Про отношение Путина к Зеленскому говорить не будем, в начале его президентства ему был дан шанс, и Путин комплементарно высказывался в адрес Зеленского. Но этот шанс был упущен, а другой уже невозможен, ни при каких обстоятельствах. К тому же смена политического режима на Украине – одна из главных задач России, и главный признак успеха в противостоянии с Западом. Без этого невозможно будет идти на какие-то компромиссы, и это точно не примет российское общество.
Так что основные геополитические игроки, даже если по каким-то неведомым нам причинам при всем их желании удовлетворить запрос Зеленского на политическое будущее, не смогут этого сделать, иначе сами потеряют лицо, сохранив лишь эту обнаглевшую рожу. Без вариантов. Что касается европейцев, они скорее ненавидят Россию, чем испытывают симпатию к Зеленскому. У них есть свои фигуры, которые им ближе и понятней: у британцев – Залужный, у немцев – Кличко. Так что и тут Зеленскому будет непросто убедить их в своей незаменимости.
По большому счету, вопрос власти на Украине решён, она точно должна быть другой, и точно в ней не должно быть Зеленского. У меня есть твёрдая убеждённость, что внутри украинской политической элиты по этому вопросу тоже консенсус, и все политические игроки едины во мнении, что Зеленский должен уйти. Это видно невооружённым глазом, и консультации, которые проводятся американцами на Украине, уверен, подтвердят мои предположения.
Так что вскоре Зеленский может остаться наедине со своими социологами, которые его убеждают в обратном. Удивительно, что президент, уничтоживший демократию, размахивает социологическими опросами. По большому счёту к союзникам Зеленского можно отнести лишь Ермака и пять-шесть менеджеров, но они явно не дотягивают до того, чтобы их считать народом Украины.
Политик, участник Движения «Другая Украина» Спиридон Килинкаров