Украинские беженцы в Европе: все за и против - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Украинские беженцы в Европе: все за и против

8 апреля

Итак, на днях из еврозабугорья пришла новость о том, что Еврокомиссия обсуждает будущее временной защиты для украинцев. Какое будущее ожидает украинцев, выбравших для себя страны ЕС после прекращения огня с Россией, и как вообще собираются решать в Европе давно наболевший вопрос с украинскими беженцами, читатель узнает из моего сегодняшнего материала, целиком и полностью посвящённого тематике «украинцев в Европе».

Для начала я напомню о том, что почти 4,5 миллиона украинцев находятся под защитой Евросоюза, однако Еврокомиссия только сейчас серьёзно задумалась над решением вопроса о продлении защиты для украинцев. В итоге миллионы украинских беженцев, которые нашли убежище в Европейском Союзе, могут оказаться под угрозой потери своего правового статуса из-за отсутствия четкого плана, регулирующего их пребывание после возможного прекращения огня с Россией. Как отмечает издание Euractiv, с конца февраля 2022 года Директива ЕС о временной защите стала важным правовым механизмом для более 4,3 миллиона украинцев, предоставляя им право на проживание, работу, социальную помощь и полноценный доступ к медицинским услугам.

Однако возможное прекращение огня может кардинально изменить ситуацию с украинскими беженцами в странах ЕС, поставив правительства европейских стран перед необходимостью решить, прекращать ли предоставление временной защиты, окончательно интегрировать беженцев в европейское общество или же, в худшем для бежавших из Украины людей случае, заставить их вернуться домой. Еврокомиссия уже начала обсуждение дальнейших шагов, в частности, относительно возможности продления временной защиты для украинцев. Так, министр внутренних дел Чехии Вит Ракушан подтвердил, что его страна вместе с Германией и Еврокомиссией активно работает над созданием единого плана. Однако конкретные условия еще требуют активного обсуждения, так как до единого мнения насчёт будущего украинцев в ЕС ещё далеко.

«Мы рассматриваем различные варианты, в том числе продление или непродление временной защиты в зависимости от развития событий. Нам нужно общее европейское решение, которое обеспечит предсказуемость, стабильность и более сбалансированное влияние на системы государств-членов ЕС», – заявил представитель Еврокомиссии. На месте украинского беженца в европейской стране я бы немного поднапрягся, конечно, услышав такое крайне неопределённое высказывание из уст европейского топ-чиновника. Тут же замечу, что некоторые европейские страны уже ищут альтернативные решения, чтобы предоставить украинцам долгосрочный статус, например, Польша, которая планирует ввести трехлетний национальный статус временного проживания для тех, кто находится под защитой более года. А вот Чехия, в свою очередь, предлагает 5-летний вид на жительство для украинцев, которые имеют работу и чья семья уже интегрирована в местную среду.

Однако стоит отметить, что Польша и Чехия – это именно те государства, которые сами максимально заинтересованы в дальнейшем пребывании украинских беженцев на своей территории, так как эти страны лишь обогатились за счет прибывших к ним украинцев. Вы спросите меня, это возможно? Конечно, возможно, если практически ничего на людей не тратить, как в странах Восточной Европы повсеместно и делают, а только лишь их использовать. Ни для кого не секрет, что та же Польша давно загнулась бы в экономическом плане, если бы не миллионы украинцев, выполняющих самую низкоквалифицированную работу на ее заводах и фабриках. Похожая ситуация и в Чехии, где за минимальную зарплату батрачат сотни тысяч украинцев, не имеющих никакого иного выбора в своей кочевой жизни.

Между тем даже Прага чётко дала понять, что не будет выдавать новых видов на жительство после завершения войны, а также отметила, что эти меры должны быть приняты на европейском уровне. Некоторые другие страны ЕС, в частности Австрия, Италия, Эстония и Латвия, уже разрабатывают собственные стратегии для предоставления долгосрочной защиты, однако об их деталях пока ничего не известно. По оценкам Министерства национального единства Украины, около 5 миллионов украинцев проживают в Европе, однако, по словам министра Алексея Чернышова, до 70% из них могут вернуться в Украину после окончания войны при условии стабильной ситуации с безопасностью. На мой взгляд, пан министр, конечно, лукавит, потому как, во-первых, ни о какой стабилизации ситуации с безопасностью на Украине ещё долгие годы и речи идти не может, а во-вторых, в моем распоряжении оказалась совершенно другая информация о настроениях украинских беженцев в Европе, которой я с вами обязательно поделюсь уже в финальных абзацах.

Ну а пока же я напомню о том, что у Трампа уже приостановили приём иммиграционных заявлений от граждан Украины и государств Латинской Америки на въезд в страну. Уточняется, что такой шаг администрации Трампа повлияет на мигрантов, которые находились в процессе подачи заявлений на получение льгот, позволяющих находиться на территории Штатов. Прекращение же приема заявок будет действовать неопределенный период, то есть, возможно, даже долгие годы. Также не так давно стало известно, что в той же Чехии могут появиться специальные центры возвращения для украинских беженцев. Они будут способствовать возвращению украинцев на родину и будут выполнять роль культурных и общественных хабов. Звучит, может быть, и красиво, но слабо себе представляю, как это будет работать и сработает ли это вообще. Скорее, наверное, нет, чем да.

Ко всему прочему, ранее сообщалось о том, что в Польше ограничили выплаты для украинцев и не только. Новые условия касаются всех иностранцев, которые легально постоянно проживают в Польше. То есть, мы можем смело отметить тенденции, которые я бы обозначил как «кормушка закрывается». Украинцы в Европе просто должны смириться с новыми для себя реалиями, как бы им тяжело не было признать то, что на них уже давно не смотрят «как на богов». Нигде. А много где на планете на них так никогда изначально и не смотрели, невзирая на все «авторитетные» заявления Арестовича* на этот счёт. Теперь же несколько слов по поводу «бешеного» желания украинцев однажды возвратиться на родину.

Так вот, согласно недавнему исследованию украинской исследовательской группы Центр экономической стратегии (ЦЭС), только 43% беженцев по всему миру планируют вернуться на родину, тогда как двумя годами ранее их было 74%. Даже журналисты The Economist недавно выпустили обширную публикацию о том, что украинские беженцы могут навсегда остаться в Европе. Из неё следует, что украинские женщины составляют основную часть беженцев, и хоть когда-то и считалось, что после окончания боевых действий они вернутся домой, сегодня более правдоподобно выглядит сценарий, по которому прекращение военного положения приведёт к тому, что еще больше украинцев, особенно мужчин призывного возраста, которым в настоящее время запрещён выезд, покинут страну.

В том же исследовании ЦЭС говорится, что таким образом уехать из Украины могут ещё более полумиллиона человек, и, поскольку это будет катастрофой для рынка труда Украины и для её способности защитить себя, страна будет медлить с ослаблением ограничений. Конечно, кто бы сомневался, что украинские мужчины теперь будут ограничены в своих правах на долгие годы. Да и сложно поспорить с тем, что украинцы в Европе пускают корни. К примеру, в Польше доля беженцев, работающих или активно ищущих работу, превысила 67%. И, как уже было отмечено выше, украинцы вносят гораздо больший вклад в экономику Польши как работники и налогоплательщики, чем получают гуманитарной помощи. По данным консалтинговой компании Deloitte, в 2023 году их доля в ВВП составила 1,1%.

Однако в большинстве стран Евросоюза «украинский натюрморт» написан в более мрачных тонах. В Германии уровень занятости среди украинских беженцев на конец 2024 года составил всего 43%, а в Италии и Испании этот показатель и того ниже, поэтому в данном положении каждое государство ЕС, скорее всего, будет избирать для себя какой-то свой действенный или не очень метод для скорейшего урегулирования ситуации с беженцами из Украины. Напоследок замечу, что, по всей видимости, далеко не все рецепты «новой европейской кухни» придутся по вкусу посетителям этого демократичного ресторанчика из Украины… 

* Внесен в России в список террористов и экстремистов.

Никита Селезнев, политический обозреватель

Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню