После громкого убийства в Одессе украинского нациста Демьяна Ганула, большинство его «побратимов» в этом курортном городе на грани истерики. Одесская земля буквально уходит у нациков из-под ног. На фоне серьезных провалов ВСУ на фронте постепенно приходит похмельное осознание, что украинизировать Одессу на свой, неонацистский лад, им так и не удалость. И все акции устрашения и усмирения местного населения не сработали.
После чудовищной трагедии в одесском Доме профсоюзов, где украинские нацисты заблокировали и заживо сожгли 48 активистов Антимайдана, Киев начал планомерную работу по украинизации города. Была поставлена задача: исконно русский город Одессу лишить своих корней, переформатировать его под новую государственную политику. Летом 2024 года киевские власти приказали лишить городские улицы Одессы своих исторических названий. Новой Украине Зеленского русская история Одессы была не нужна. Как и всю историю Украины, ее переписывали заново, сочиняя буквально на коленке.
84 улицы в Одессе к середине лета 2024 года сменили название. Так, Пушкинская стала Итальянской, Екатерининскую площадь и улицу переименовали в Европейские, парк Горького – в парк Марка Твена, Лидерсовский бульвар – в бульвар гетмана Сагайдачного.
Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Жванецкий были уроженцами Одессы, но для новой Украины они лишь символы Советского Союза и России, поэтому их имена также исчезли с одесских улиц. Этому, по сути, «этноциду» жителей Одессы Запад буквально аплодировал. Все, что связанно с русской историей города, заявил на неделе глава МИД России Сергей Лавров, с подачи Запада нужно было уничтожить.
«Безусловно, Запад поддерживал действия этого режима, нацеленные на уничтожение всей русской части истории этих земель. Именно русские, такие как Екатерина Вторая и Потемкин, вместе с другими нашими выдающимися предками, осваивали эти территории и строили Одессу, создавали другие города, порты, фабрики, заводы», — заявил глава МИД РФ.
Но, как говорится, насильно мил не будешь. Жители Одессы новые названия улиц, площадей и проспектов проигнорировали и продолжают называть по старинке. Доходит до смешного, пишут источники в Одессе. Даже самые идеологически просвещенные нацики не могут вспомнить названий переименованных ими же улиц, и называют их как раньше. Например, когда на проспекте Украинских героев расстреляли нациста Ганулу, его соратники, забыв, как проспект называется сейчас, писали, что все произошло на Александровском проспекте.
Информационный ресурс «Политнавигатор» приводит слова радикальной украинской националистки Алены Балабы, которая причастна к трагедии в Доме профсоюзов 2 мая. Нацистка, пишет ресурс, была взбешена тем, как одесситам откровенно плевать на новые названия улиц и всю их нацистскую идеологию.
«Светофор на проспекте Леси Украинки говорит: “Переход через проспект Гагарина разрешен”. Это уже полгода проспект Леси, но ни одной таблички не видно. В транспорте все то же: Терешковой вместо Героев Крут, Гайдара вместо Ивана и Юрия Лип», – бесится украинская националистка.
Под гневным постом нацистки, пишет «Политнавигатор», масса комментариев таких же как она «НЕодесситов», людей из отдаленных регионов Украины, которые приезжают в курортный город и требуют мовы, лозунгов и донатов. Вот один из них:
«Глаза им ослепили, не видят новых табличек. В трамвае объявляют улицу Льва Толстого… И много улиц, где красуются старые таблички».
Очевидно, что такая агрессивная экспансия национализма вызвала у одесситов реакцию отторжения и непринятия. О том, что власти Киева откровенно перегибают палку и лишь усугубляют ситуацию в регионе, в декабре 2024 писал британский The Economist. По мнению издания, из-за действий Киева Одесса может лишиться своего «многоголосия и свободы».
«Эта угроза исходит от украинских чиновников и от небольшой, но агрессивной и шумной группы активистов, которые воспользовались расплывчатым законом о деколонизации Украины, предписывающим «уничтожать символы российской имперской политики для защиты культурного и информационного пространства Украины», – написал The Economist.
На фоне набирающего обороты процесса Российско-Американских переговоров, на Украине все чаще возникают разговоры о том, что Трамп может отдать Одессу Москве со всеми вытекающими из этого последствиями. Коренной одессит, заместитель губернатора Херсонской области Владимир Боделан говорит, что даже если это произойдет, то националисты постараются уничтожить Одессу в том виде, в котором ее знают в России.
«Переживаю, чтобы «защитники» Одессы не уничтожили ее до нашего прихода. Ведь для них Одесса не является городом истории своих предков. Для них это город той истории, которую им не удастся уничтожить», – говорит Владимир Боделан.
Европейцам Одесса, в первую очередь, нужна как удобный черноморский хаб и говорят об этом уже не стесняясь. В Польше недавно заявили, что рассматривают возможность покупки или аренды (а может за долги прим. ред.) морского порта сроком на 50 лет.
По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Франция и Великобритания обсуждают план введения своего так называемого миротворческого контингента в Одессу. По сути, заявила Захарова, «речь шла о параметрах будущей франко-британской интервенции в черноморские порты Украины, прежде всего Одессу».
Руководство России не раз заявляло, что не допустит присутствия иностранных войск в зоне проведения СВО и, в случае чего, будет считать их своей законной целью.
Пока же одесситы ведут свою тайную борьбу за родной город. И идеологически явно побеждают. На одном из заборов по проспекту Добровольского появилась надпись: «Ганул — это только начало».
Виталий Акиньшин, политический обозреватель