Что имеем в остатке сегодня?
Изначально запланированная встреча на уровне глав внешнеполитических ведомств США, Украины, Великобритании, Франции и Германии превратились в заседание «группы экспертов». Только делегация киевского режима прибыла в полном составе – с главой ОП Ермаком, министром иностранных дел Сибигой и пр. Впрочем, в данном случае важен не столько уровень, сколько список вопросов и позиции участников – всё равно решения или декларации по итогам встречи не стали бы руководством к действию для сторон конфликта.
Отказ госсекретаря Марко Рубио от визита в Госдепартаменте объяснили его плотным графиком. Как будто этот график не был известен, когда анонсировали участие госсекретаря. По другой версии, Рубио отказался из-за непримиримой позиции Зеленского в отношении Крыма – нелигитимный отказывается признавать его Российским. И это тоже вызывает сомнения, т.к. признавать Крым собирались США, а Украина должна была принять к сведению такую новую позицию Вашингтона. А по сообщениям в СМИ, США включили возможность признания Крыма российским в свой план урегулирования, который они представили на встрече с украинцами и европейцами в Париже 17 апреля.
Украинская сторона не собиралась ничего обсуждать, кроме «прекращения боевых действий». И это могло вызвать раздражения американских переговорщиков.
В любом случае, планы американской администрации представить российской стороне какие-либо итоги договоренностей в кругу стран Запада +Украина во время предполагаемого визита спецпредставителя президента Трампа – Уиткоффа – откладываются.
Вице-президент США Джей Ди Вэнс заявил, что США могут отказаться от посредничества в переговорах между Россией и Украиной, если не получат положительного ответа на свои предложения: «Мы выдвинули очень четкое предложение обеим сторонам – России и Украине – и пришло время или им сказать «да», или же США выйти из этого процесса».
Он также заявил, что план не является финальной стадией, нужно добиться того, что «будут заморожены территориальные линии на каком-либо уровне, к которому они близки сейчас» и тогда будет возможно говорить о длительном мирном соглашении. Как раз в таком случае будет невозможно вести разговор о гарантиях мира на долгий срок и безопасности для России.
Угроза Вэнса о выходе США из переговорного процесса звучит не страшно. Потому что США ведут себя не как посредник, а как сторона очень заинтересованная в совершенно конкретном, определенном итоге переговоров.
В западной прессе появляются варианты «мирного плана Трампа». По этому поводу высказался пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков: «Даже если бы это было, никто бы не делал его публичным».
Допустим, что западная пресса что-то знает, тем более, это касается позиции президента США, а не Президента России.
По данным The Telegraph, «план Трампа» включает в себя:
— отмену Штатами всех антироссийских санкций;
— энергетическое сотрудничество США с Россией;
— признание Крыма частью РФ;
— прекращение огня;
— прямые переговоры Москвы и Киева;
— отказ Украины от вступления в НАТО;
— подписание Украиной соглашения по полезным ископаемым.
Видно, что «нюансы», о которых говорил Президент Путин, в США пока не изучили. Пройдемся по пунктам, насколько они важны/интересны для России?
«Отмена Штатами всех антироссийских санкций» – хорошо бы, но не критично. Их отмена важнее для самих США и Европы, чем для России. Экономика РФ не просто адаптировалась к условиям санкций, но получила серьезные стимулы для роста, а вот для европейцев антироссийская политика не принесла ничего, кроме мощных ударов по многим отраслям экономики, европейские производители стали неконкурентоспособными из-за роста цен не энергоносители, потерю рынков сбыта.
«Энергетическое сотрудничество США с Россией» – стоит ли это увязывать с ситуацией на Украине? В сотрудничестве заинтересованы обе стороны, давно пора вынести сотрудничество такого рода за скобки, а не ставить его в зависимость от принятия ультиматумов Трампа. Но американский президент любит сделки, и порой смешивает то, что смешивать не следовало бы.
«Признание Крыма частью РФ» – это не обсуждается. Крым – российский. Зеленского заявлял о том, что «»де-факто» Украина примет потерю Крыма, но «де-юре» этого не произойдет». На «нет» и суда нет.
«Прекращение огня» – сколько можно об этом напоминать? Речь о тех самых «нюансах», о которых говорил Владимир Путин – просто прекращать огонь не имеет смысла. «Мораторий на удары по энергообъектам» и «пасхальное перемирие» были не просто полностью проигнорированы киевским режимом, а преступно нарушались – ВСУ пытались наносить удары по мирным кварталам российских городов.
«Прямые переговоры Москвы и Киева» – здесь американцы должны были бы общаться с Зеленским, ведь это он запретил себе вести переговоры с Россией. Впрочем, какой толк? Если сам Зеленский просроченный и никакие договоренности с ним не будут иметь силы и смысла.
«Отказ Украины от вступления в НАТО» – настолько старая тема, что также пора бы поставить точку окончательную и жирную – Украина никогда не будет членом НАТО. Хотя и сейчас её территорию используют в своих целях страны НАТО, киевский режим готов исполнить любой преступный приказ натовского руководства и не скрывает того факта, что подконтрольную территорию превратил в полигон для испытаний новых видов вооружений, произведенных в странах Альянса, и даёт возможность утилизировать старые запасы, которые эти страны должны были бы сами уничтожить.
«Подписание Украиной соглашения по полезным ископаемым» – а есть ли смысл, что-либо подписывать с нынешним режимом? На освобожденных от нацистского режима территориях, и там, где возможно будет установлено внешнее управление, эти соглашения не будут иметь силы. Да и в Конституции Украины (ст.13) всё ещё записано, что «Земля, ее недра, …водные и другие природные ресурсы… являются объектами права собственности Украинского народа».
Да, Трамп свои умения и таланты бизнесмена переносит в сферу политики. Поэтому он меряет миротворческий процесс на Украине долларами, а Зеленский своими отказами мешает ему реализовать его украинский «стартап».
Несколько дней назад Трамп в своей социальной сети Truth Social написал: «Надеюсь, Россия и Украина достигнут соглашения на этой неделе. Тогда обе стороны начнут вести крупный бизнес с Соединенными Штатами Америки, которые процветают, и заработают состояние».
Как будто у всех есть одна заветная мечта и смысл жизни – вести бизнес с США.
Но для России трагедия Украины – это судьбы миллионов людей, которых воспринимают, как часть единого народа. Заблудшего, заболевшего, потерявшего на время память, но тем не менее – родного. И речь не о долларах и рублях, а о судьбах, об общем будущем на общей земле.
Участник Движения «Другая Украина», кандидат экономических наук Александр Дудчак