Украина – открытая рана на теле Земли, личная трагедия миллионов граждан, пораженной вирусом нацизма страны, ставших заложниками дорвавшихся до власти преступников, которые под руководством Запада уничтожают собственный народ. Борьба за людские души идет не менее ожесточенная, чем за власть, ресурсы и деньги. Захваченные храмы, упрятанные в застенки священники, покалеченные прихожане, не пожелавшие отречься от своей веры… Все это – нынешняя горькая реальность Украины. Как произошел церковный раскол, что этому предшествовало? Какие силы в стране и в мире толкают теперь Зеленского на яростную борьбу с канонической Церковью и можно ли этому противостоять? Об этом и многом другом в интервью изданию «Другая Украина» рассказал киевский политолог и православный богослов Руслан Калинчук.
Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как и при каких условиях Вы пришли в Православную Церковь?
Родом я из Ивано-Франковской области, далекого горного села. Несмотря на то, что крещен был в православном храме, вырос в греко-католической (униатской) церкви. 90-е годы были сложными не только в политическом, экономическом измерении, но и в конфессиональном: вышедшие из подполья униаты разгромили 3 православных епархии на Галичине – Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. Вот и в моем селе в 1992-м году люди проголосовали за переход в униатство. Все мои родные и друзья детства до сих пор униаты. Меня выручало увлечение историей, я задавался вопросами, например: почему в храме поминают римского папу, а запорожские казаки за переход в католичество казнили? Так, изучая вопрос еще в школе, пришел к выводу, что униатство – чужеродное образование, ставшее причиной раскола и страшной вражды на землях Малой и Червонной (историческое название Галичины) Руси. Потом, где-то в 2001-м году, мне в руки попались книги святителя Фотия, патриарха Константинопольского, святителя Игнатия (Брянчанинова) и русского национального гения Федора Михайловича Достоевского. Прочитав работы этих великих людей, окончательно понял, что католичество – ересь. Но вернуться в лоно Православной Церкви не отваживался, все-таки в униатстве вырос, и родные там. Многое для меня решил госпереворот на Украине в 2014 году, который был устроен руками униатов. Кровь, пролитая на Майдане и в последующие 8 лет гражданской войны на Донбассе – на руках главарей униатов. Причислять себя к ним, видя, как они убивают невинных людей на Востоке Украины, как отбирают православные храмы, было тяжело. И вот 8 апреля 2017 года я впервые причастился в храме Нерукотворного Образа в Киеве на Борщаговке.
Почему Вам пришлось покинуть Украину? Какую роль в этом сыграли киевский режим и украинские спецслужбы?
Покинуть Украину пришлось в декабре 2022 года. Причиной стала моя работа на ютуб-канале «Первый казацкий». Наш канал доносил правду о гонениях украинских властей на Украинскую Православную Церковь, о захватах храмов, нарушениях прав человека. В начале СВО из-за моей профессиональной деятельности за мной приходила тероборона (слава Богу, в тот день я как раз уехал в Почаевскую лавру), хотели убить односельчане, и я вынужден был уехать в Черновцы. И вот в ноябре 2022 митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий (Егоренко) сказал мне, что во время скандального обыска в консистории Черновицко-Буковинской епархии сотрудники СБУ спрашивали обо мне. Интерес спецслужб ко мне подтвердил один известный на Украине политолог, который так и сказал: «У тебя около 2 месяцев, пока за тобой придут». Слава Богу, нашлись добрые люди, которые помогли деньгами и сделали легальные документы, 11 декабря 2022 я уехал в Кишинев, а оттуда с пересадкой в Ереване прилетел в Москву.
Зеленский в первые месяцы своего ещё законного президентства старался проявлять безразличие в вопросах духовных. Какие силы в стране и в мире толкают теперь Зеленского на ожесточённые гонения против канонической Церкви на Украине? Или он сознательно движим антицерковным духом?
Думаю, что и первое, и второе. Зеленский – человек беспринципный и неверующий, плюс одержимый тягой к деньгам. Вспомним, что именно бес сребролюбия толкнул Иуду предать Христа. Да, во время избирательной кампании и первых месяцев своего президентства Зеленский всячески подчеркивал свою нейтральность в церковном вопросе. Собственно, многие верующие УПЦ в 2019-м году голосовали за Зеленского, и не потому, что Зеленский им очень нравился, но рядом с преследующим УПЦ Порошенко* Зеленский казался выходом. Однако политику никогда не делает пассивное большинство, но лишь активное меньшинство. Так произошло и на Украине: пока большинство, выступающее за мир на Украине, оставалось дезорганизованным, нацистское меньшинство ломало Зеленского, вынуждая на всё более агрессивные шаги против УПЦ и русскоязычного населения. Плюс добавился фактор Британии: именно англичане были и остаются главными поджигателями войны на Украине, а УПЦ им закономерно мешала, оставаясь чуть ли не единственной скрепой русского мира на землях Украины. С подачи британцев и Госдепа США Зеленский в декабре 2022 года назначил главой госслужбы по делам этнополитики и свободы совести лютого ненавистника православия Виктора Еленского.
В мае 2022 года, находясь в Киевском СИЗО, я узнал о так называемом соборе УПЦ в Феофании и его сомнительных решениях. Каковы, спустя три года, последствия этого события?
Решения собрания в Феофании в мае 2022-го не сомнительны. Давайте говорить откровенно, они – неканоничны и являются расколом. Была нарушена процедура. Согласно Уставу УПЦ, перед собором должно состояться предсоборное совещание. И собрание в Феофании именно так изначально позиционировалось – предсоборным совещанием Задача такого совещания – выработка предполагаемых решений. Дальше эти проекты решений рассылаются в епархии для обсуждения и в соответствии с обсуждением епархии присылают делегатов на собор. То, что приняли в Феофании, в епархиях не обсуждалось и делегаты для собора не избирались. Поскольку предсоборное совещание само себя объявило собором. Словом, майское сборище 2022 года не отражает мнения и соборности УПЦ. Добавлю, что решения, принятые на ложном соборе, нарушают множество канонов Православной Церкви. Например, 15-е правило Двукратного собора о поминовении Предстоятеля Церкви (в нашем случае — Патриарха Московского). Но, видимо, кто-то из Офиса Зеленского сказал церковным чиновникам, что надо просто убрать из Устава упоминания о канонической связи УПЦ с Московской патриархией, и УПЦ больше трогать не будут. Уверен, что такое требование совпадало с позицией митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского). Однако ничего доброго в результате не вышло: УПЦ сделала большущий шаг к расколу и ныне находится в непонятном статусе. Священноначалие не только нарушило множество канонов Православной Церкви, но внесло сумятицу в среду верующих. А главное, зачем это было делать? Новый «безопасный» Устав министерство юстиции всё равно не зарегистрировало, и государство стало еще больше преследовать Церковь. Тем, кто организовывал мероприятие в Феофании, надо было помнить, что дьяволу ноготок не нужен, он, если за палец укусил – все тело сожрет.
Помню, выйдя из тюрьмы под залог, я первым делом пошёл к настоятелю нашего храма и спросил: «Могу ли я законно приступать к Причастию? И какой теперь статус моей Церкви на Украине?». Как бы Вы мне ответили на эти вопросы, спустя три года?
Честно Вам скажу: я не уверен, что УПЦ после сборища в Феофании является той Церковью, которая была нашей с Вами. Что до статуса, то ответ на этот вопрос ныне не знает никто. Я общался с несколькими не последними владыками, задавая им тот же вопрос, и внятного, аргументированного ответа не услышал. Причащаться можно. Русская Церковь-Мать, осознавая всю сложность положения УПЦ, пока не заявила, что УПЦ – в расколе. Пока такого заявления нет – причащаться можно.
Не так давно чуть более 30 епископов из УПЦ написали дерзкое письмо Святейшему Патриарху Кириллу. Они выражали недовольство сменой правящего архиерея на Донбассе. В чём смысл этой акции? Если это сигнал, то кому? Некоторые эксперты предположили, что треть епископата УПЦ (примерно по количеству подписантов) готовы выйти из-под власти митрополита Онуфрия и уйти к раскольникам. Вы с этим согласны?
Обращение этих, пока еще, с позволения сказать, архиереев организовано СБУ с целью склонить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) к более активному сотрудничеству. Мол, если не будете идти на нужные власти шаги, то вот есть люди, которые уже готовы сделать это вместо вас. Если прочесть список подписантов, то мы увидим там имена архиереев, о которых уже давно ходила дурная слава. Иными словами, обращение подписали те, на кого у СБУ есть компромат. И он очень «забористый». К примеру, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) когда-то откровенно призывал голосовать за В.В.Путина. Был награжден российским Орденом Дружбы народов. Можете себе представить, насколько серьезные «аргументы» у СБУ, если митрополит так переобулся. К сожалению, кадровая политика в УПЦ давно была провалена и случай с письмом Святейшему это только подтвердил. Упомянутые 30 архиереев давно бы ушли в раскол, но знают настроение паствы, которая за ними не пойдет. Пример: вслед за предавшим и перешедшим в ПЦУ митрополитом Винницким и Барским Симеоном (Шостацким) за шесть лет давления и террора перешли только 50 приходов из имевшихся в епархии 300. Вот и каждый из 30-ти подписавших то позорное письмо взвешивает, с чем он останется. К сожалению, иерархов, ненавидящих Русскую Церковь, в УПЦ больше, чем треть. Думаю, их где-то половина.
По Вашим данным, сколько храмов у нашей Церкви на сегодня захвачено в пользу ПЦУ и униатов?
Исходя из данных украинской госслужбы по делам этнополитики и свободы совести, начиная с 2014 года, у Церкви было незаконно отобрано или перерегистрировано около 1 700 храмов.
Мне часто приходится здесь, в России, защищать православных Украины от такого приговора: «Там все – предатели!». Насколько справедлив такой суд?
Понимаю Вас, также часто отвечаю на этот вопрос. К сожалению, большинство неверующих граждан Украины ненавидит Россию. Однако среди православных, верных УПЦ, процент таких людей гораздо меньший. Тут нужно учитывать несколько факторов: люди одурманены пропагандой, люди боятся, многие просто не умеют анализировать политические процессы, не обладают соответствующими историческими знаниями. Прежде чем обвинять, надо учитывать эти факторы. Но на Украине все еще много людей, ожидающих русскую армию и желающих жить в нашем великом русском доме.
Как повлияет смерть Папы Франциска на расклады в Римско-католической церкви? Возьмут ли реванш консервативные силы?
Мы «немножко» заблуждаемся по поводу того, кто такие консерваторы. Я вот, когда слышу в СМИ, что в глобальной политике есть глобалисты и неглобалисты, – смеюсь. Есть левоглобалисты и правоглобалисты. В чем разница? Левоглобалисты, которые в 2013 году сделали Франциска папой, строят такой глобальный проект, в рамках которого исчезнут государства, а их место займут корпорации. Корпорации лишат человека собственности и возьмут на себя обеспечение его едой, лечением, образованием. А в случае «неправильного» поведения маленького человека, его могут лишить всего этого вместе с жизнью. Именно этот – новый тип социальных отношений, который можно назвать посткапитализмом, продвигал покойный Франциск вместе с Ротшильдами, Варбургами и им подобными. Вместе с тем, правоглобалисты тоже выступают за усиление роли корпораций, но при сохранении государства, хоть и в урезанном виде. Человек у них тоже контролируется глобальными корпорациями. Но границы государств остаются, что позволяет зарабатывать на трансграничных операциях (таможенные пошлины, валютные курсы). Именно ради сохранения государств и границ, ведутся разговоры о традиционных, консервативных ценностях. И тут важна роль церкви, как элемента сохранения национальных культур, а значит и государств. Правоглобалисты привели к власти Трампа и сегодня шансы на победу у кандидата в папы от правоглобалистов серьезно выросли. Не зря на днях Трамп намекнул на кардинала Нью-Йорка, трамписта Тимоти Долана, как на следующего папу.
В любом случае, речь не идет о том, вернется ли Ватикан в Церковь Христову, к служению Богу. Ватикан уже более 1000 лет – это не про Бога и не про Церковь, а про власть и деньги. Если бы Ватикан был бы про Бога и Церковь, то и католиков бы не стало. Все перешли бы в православные.
Есть мнение, что Господь призвал последнего Папу не случайно именно теперь. Вместе с патриархом Варфоломеем они затевали в 2025 году преступное и беззаконное якобы «объединение» православных с католиками и якобы «преодоление раскола 11-го века». Как Вы прокомментируете такую версию?
Смерть папы не помешает этим планам.Повторюсь, Церковь играет очень важную роль идеологического инструмента как в левоглобалистском проекте, так и в правоглобалистском. Скажу больше, тут важен контроль не только над христианской церковью, но над религией, вообще – будь то ислам, или буддизм – и создание единой, универсальной религии. Планы достичь единства между православными и католиками декларировались не только Франциском, но и его предшественником Бенедиктом XVI. Не сомневаюсь, что часть Вселенской Православной Церкви, которая последовала за Варфоломеем и признала ПЦУ, пойдет на новую унию с Римом. Уже украинские униаты даже придумали новую уловку: объединение при двойном подчинении – Риму и Константинополю. Учитывая политический и финансовый вес Ватикана, конечно, Константинополь будет подчинен папе и обман униатов очевиден. Более того. Глава униатов Святослав (Шевчук) в декабре 2024-го открыто заявлял, что на Украине будут реализованы договоренности Варфоломея и Франциска. Т.е. договоренности уже есть. А «обкатать» их на Украине удобно: есть структура Ватикана – униаты, и структура Константинополя – ПЦУ. Если такое объединение пройдет на Украине, то следом можно будет переходить и на глобальный уровень. Вот только будет не объединение, а поглощение: за униатами стоит Ватикан, и они очень живо сожрут ПЦУ.
Вернёмся на Украину. Почему именно митрополит Святогорский Арсений, митрополит Черкасский и Каневский Феодосий подвергаются таким циничным преследованиям со стороны киевских властей?
Ситуация с митрополитом Черкасским и Каневским Феодосием (Снигиревым), которого я лично хорошо знаю (владыка преподавал мне догматическое богословие в Киевской духовной академии), слава Богу, немножко легче. Недавно суд отменил ему домашний арест. Но, власти отобрали собор в Черкассах и при захвате чуть не убили владыку. На очереди собор в Каневе. А митрополит Святогорский Арсений (Яковенко) уже год находится в СИЗО. Эти двое владык – самые последовательные и твердые сторонники единства Русской Церкви и выступают против раскольнических тенденций внутри УПЦ, потому нацистская украинская власть с таким остервенением их и преследует. Они – настоящие исповедники наших дней!
Почему Его Святейшество Патриарх Кирилл не принимает серьёзных канонических мер против нарушителей канонов в рамках УПЦ?
Потому что, как настоящий и любящий Отец понимает в каком сложном положении находится УПЦ, и не хочет подвергать своих духовных чад риску. Кроме того, шаг Патриарха мог бы вызвать раскол внутри УПЦ: юго-восточные епархии предпочтут остаться в единении с Русской Церковью и это обрушит на них еще более сильные гонения, а епархии на Западе и в Центре Украины могут вполне уйти в раскол. Поэтому Патриарх Кирилл проявляет пастырскую мудрость: война — когда люди озлоблены и напуганы — не лучшее время для серьезных решений.
Видимо, правы те, кто связывает будущее РПЦ и УПЦ с итогами СВО. Какие Вам здесь видятся сценарии будущего УПЦ, да и самой Украины?
Будущее Украины мне видится однозначно – вместе с Россией, иначе у нее нет шансов выжить. Как это будет – дипломатическим путем, или военным – Бог знает. УПЦ будет ждать глубокая внутренняя перестройка, она должна очиститься.
Вёл беседу писатель и публицист Ян Таксюр
*Внесен в РФ в список экстремистов и террористов.