Когда России в ультимативной форме предлагают 30-дневное перемирие, да ещё и угрожают новым пакетом санкций. Надо понимать, что все это не про перемирие и не мир – это про войну, в прекращении которой не заинтересованы грозящие санкциями европейцы.
Им, по большому счету, все равно, чем это в итоге обвернется для самой Украины. Они не решили свой главный вопрос: участие в переговорах по вопросу Украины для реализации своих интересов по завершению конфликта. Так что их цель сделать все, чтобы никаких реальных переговоров между Россией и Украиной не состоялось. И надо отметить, что это полностью совпадает с позицией Зеленского, который тоже не намерен идти на какие-либо переговоры, без убежденности в том, что в ходе этих переговоров он сможет решить свой главный вопрос – личных гарантий безопасности.
Так что союз европейцев и Зеленского естественен. Мотивации разные, а цель одна – никаких переговоров с Россией, продолжение конфликта, а там может что-то изменится и возникнут более выгодные для них условия для начала переговорного процесса.
На данном этапе они уверены, что ситуация не в их пользу, а значит нужно немного подождать, тем более что сами европейцы, кроме финансовых издержек, никаких других издержек не несут. Гибнут украинцы на этой войне, но авторитарный режим Зеленского гасит эту проблему внутри самой Украины. И, по большому счету, это никак не беспокоит ни европейских политиков, ни европейскую общественность. Что же касается самого предложения о 30-дневном перемирии, то идея сама по себе очень странная, ну хотя бы потому, что нам предлагают: «Вы жарьте, а рыба будет!» То есть, давайте перемирие, а что будет за этим перемирием, мы не знаем. Будет переговорный процесс или нет, или просто будет пауза в войне: для очередной передышки отступающей украинской армии, с целью перегруппировки сил и средств, для более эффективной обороны. К тому же за эти 30 дней можно серьезно перевооружить армию, новыми поставками оружия из Европы.
Согласитесь, это очень странное предложение, хотя бы потому, что те, кто это предложение делает, ни разу не опровергли того, что это время не будет использовано именно для таких целей. Как на это отреагировала Россия? Вполне предсказуемо: предложила сесть за стол переговоров в Стамбуле и продолжить процесс, прерванный в марте 2022 года украинской стороной. Что это означает на деле – речь идёт не о новом формате переговоров, и не с чистого листа. За основу берутся парафированные украинской делегацией документы. Напомню, в этих документах все прописано: от нейтрального, внеблокового статуса Украины, до численности украинской армии и видов оружия, которые могут быть на вооружении. В самой Украине этот Стамбульский договор оппоненты Зеленского окрестили не иначе, как Акт о полной капитуляции. И сегодня на предложение Путина они смотрят с опаской, понимая, что на поле боя ситуация критическая, а на столе переговоров кроме ранее согласованного документа ничего не появилось.
Тут есть два варианта: с этими условиями можно согласится и принять, преподнести украинскому обществу акт о капитуляции, как мирный договор, либо его отвергнуть. И тогда ждать летне-осенней военной кампании, обрушения украинского фронта. Но тогда все это уже будет явной капитуляцией, безо всяких надежд на мирный план. Выбор не особо велик, но, если бы речь не про Украину, можно было бы обсуждать эти два варианта. Уверен, что те, кто стоит за Зеленским, еще питают надежду на то, что в отношениях между Россией и США пробежит чёрная кошка и все вернется на круги своя. Запад снова станет един в своих подходах по украинскому вопросу, возобновится санкционная политика в отношении России, что удастся расшатать Россию изнутри, сломать ее экономику. Они этими мечтами и иллюзиями живут, от них отказываться не намерены. Тем же, кто живет другими иллюзиями: что в Стамбул приедут делегации, начнут диалог, найдут компромисс и договорятся о завершении конфликта – спешу вас разочаровать, так не будет.
Нравится нам это или нет, но пока на поле боя не сложится ситуация вынуждающая украинскую сторону сесть за стол переговоров, причем с одной лишь целью – остановить наступление российских войск – никто не выбросит белый флаг и не начнет серьезный переговорный процесс.
Мне видится, что такой сценарий возможен осенью этого года, а летне- осенняя военная кампания определит ход дальнейших политических событий. А пока нам придётся довольствоваться выступлениями стендап-комика Зеленского, превращающего все вокруг себя в большую арену цирка. Только зрителям это все уже не очень-то интересно.
Политик, участник Движения «Другая Украина» Спиридон Килинкаров