Масштабные репрессии на Украине носят признаки гражданской войны - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Масштабные репрессии на Украине носят признаки гражданской войны

19 мая 15:12

Десятки тысяч граждан Украины находятся в тюрьмах лишь за то, что написали сообщение своим родственникам в Донецк или Луганск. За что еще на Украине можно попасть под уголовную ответственность? Почему Киевский режим лишь усиливает репрессии против собственных граждан? На эти и другие вопросы, в интервью изданию «Другая Украина» ответил член Комитета Государственной думы по международным делам, член фракции «Справедливая Россия — За правду» Дмитрий Кузнецов.

Вы опубликовали доклад, в котором представлен анализ масштаба репрессий против граждан Украины за пророссийскую позицию. Материал вышел в тот момент, когда начинаются прямые переговоры России и Украины. Это как-то связано и кому адресован этот документ?

Это аналитика, созданная под руководством руководителя исследовательской рабочей группы Павла Волкова, политзаключенного, который фронт переходил, он (Павел Волков прим. ред) из Запорожья, чтобы выйти в Россию. И вот под его руководством этот доклад был сделан. Собственно, доклад — это одно из приложений к моему официальному депутатскому письму в адрес руководителя российской делегации на российско-украинских переговорах Владимира Ростиславовича Мединского, где я прошу его не оставить без внимания драматическую ситуацию с пророссийскими политзаключенными и гражданскими пленными на Украине. Сам текст этого запроса я пришлю. Очень рад, что тема пророссийских политзаключенных, гражданских пленных, станет предметом переговоров. Вообще, я считаю, что как раз стремление Украины к миру должно проявиться в том, что она освободит политзаключенных. Да и сам факт такого количества таких осужденных на Украине говорит о том, что конфликт на Украине имеет признаки гражданской войны.

Ни для кого не секрет, что на Украине объявлена настоящая «охота на ведьм», людей массово обвиняют в измене и работе на Россию. За что на Украине обычный гражданин может попасть за решетку?

Насколько я понимаю, из анализа обращений граждан и вообще из того, что я слышу, основанием для заключения, для обвинения, для осуждения, для попадания в СИЗО и дальше, соответственно, для отбытия срока, может являться совершенно незначительный эпизод. Например, ты можешь просто написать сообщение родственнику в ЛНР. Судя по тому, что я слышал, этого достаточно. Также, конечно, пророссийская позиция, где-то там что-то сказал. Да, конечно, политические репрессии на Украине напоминают 1937 год, когда по доносу: что-то не то сказал в частном разговоре и попал на тюрьму. Вот такой вывод я сделал на основании той совокупности данных, которые я слышал. Также, конечно, если ты как-то участвовал или поддерживал работу гражданских администраций — это тоже основание не только в тюрьму попасть. Это основание быть убитым без суда и следствия. Ну, то есть маховик репрессий, конечно, очень драматический.

Когда начались серьезные репрессии украинских властей против своих граждан. В последние годы их стало больше?

Для меня история о гражданских пленных и политзаключенных на Украине, главным образом, серьезно началась, только с начала 2023 года, когда в рамках моих депутатских поездок по новым территориям меня познакомили со священником православной церкви, который как раз, как гражданский пленный был на Украине, его освободили и он мне рассказал об этой драме, об этих страданиях. Если не ошибаюсь, рассказывал, как при нем убили человека. Просто бессудная расправа. Дальше мы организовали в Думе совещание на эту тему. Дальше я стал получать сообщения родственников с реальными историями людей. И стал заниматься. Потом Павел Волков из Запорожья со своей женой появился в нашей жизни, который перешел линию фронта. Я смог уже системно это анализировать. Понятно, что репрессии против пророссийских граждан так или иначе уже давно происходят. Все помним гибель Бузины (Олесь Бузина прим. ред.) и что, насколько понимаю, преступники не понесли наказание. Уже тогда позиция власти была понятна для многих, многих тысяч граждан Украины. Все это закончилось крайне драматично. Также для меня важной вехой в истории борьбы за права наших русских людей на Украине была программа взаимопосещения гражданских пленных.

Мы по договоренности с офисом украинского омбудсмена сделали такую программу, когда представители украинской общественности ходили к заключенным пророссийским гражданским, а я с моим помощником посещал проукраинских гражданских пленных, в основном на территории Новороссии. В чем была сущность программы? Сущность в том, что мы приносили продуктовые посылки, давали возможность написать видео-сообщение родственникам, которые потом передавали на другую сторону.

Ну и вообще контролировали условия содержания, видеофиксацию проводили. Тогда мы в нескольких местах заключения посетили главным образом пособников СБУ и ВСУ, которые были осуждены еще во время независимых ЛДНР.

Это, например, женщина, которая установила камеру наблюдения на своем коммерческом ларьке или на своем каком-то магазине и сообщала данные по передвижению народной милиции Луганской Народной Республики. Такого рода правонарушения. И по итогам этой гуманитарной акции, мы выслали видеофиксации и какие-то послания родственникам на украинскую сторону и получили потом видеофиксации с украинской стороны.

Вот тут я увидел на видео наших заключенных гражданских, которые в украинских тюрьмах находятся, особенно меня поразили девочка и мальчик, там мальчику было шестнадцать лет, девочке, по-моему, восемнадцать, когда их посадили. Они из Бахмута (российское название Артемовск прим. ред.), по-моему, были. Схвачены еще, когда Бахмут был украинским. На девочку было сложно смотреть без слез. В общем, история стала личной, конечно, после этого.

Приметой времени на Украине стало введение в отношении граждан страны разного рода санкций (блокировка счетов, ограничение передвижения и т.д.) Настолько это законно и соответствует стремлению Киевского режима в ЕС? 

Ну, какие европейские ценности, если у тебя до 13 тысяч находится в заключении. Гражданские пленные — это люди, которые обвиняются в поддержке армии России. А через всю систему прошло, возможно, в разы больше людей. Порядка 188 тысяч дел. Посмотрите в докладе. 188 тысяч дел уголовных открыто по статьям, по которым проходят гражданские. В отношении одного человека может быть открыто несколько дел. Также дела могут открываться, но человек получает какой-то условный срок, то есть не находится в тюрьме. Но это 188 тысяч дел – это же огромное количество, учитывая, что население Украины, примерно 30 миллионов, и 188 тысяч уголовных дел по статьям, связанным с политическими репрессиями и участием гражданского человека в сотрудничестве с противоположной стороной. Это сложно интерпретировать по-другому, кроме как нарушение любых европейских декларированных ценностей, кроме как признаки Гражданской войны.

Известно, что многие обвинения против граждан сфабрикованы СБУ. Для чего это делается, ведь население страны и так стремительно сокращается?

Здесь мне сложно комментировать, что СБУ сфабриковано, а где СБУ было абсолютно честно. Что сосед сообщил, что его сосед Микола действительно поддерживал российскую позицию и выступал против политики президента Зеленского или что-то еще такое. И если существующее украинское законодательство требует такого человека посадить, то где здесь фабрикация? Это просто политические репрессии.

Очень часто суды прибегают к конфискации имущества у политзаключенных и даже их близких. Почему это происходит, ведь эти статьи не за воровство или коррупцию?

Самое страшное — это когда даже не суды прибегают конфискации, а это когда к конфискации прибегают силовики еще до того как привезли тебя куда-то в суд. При этом, там же может стоять вопрос: либо ты соглашаешься на добровольную незаконную конфискацию своего имущества, либо ты просто даже, может быть, не доедешь никуда. Вопрос может быть между вот такой добровольной конфискацией и жизнью. На основании того, что я слышал, можно сделать вывод, что такое тоже происходит.

Выносят ли украинские суды оправдательные приговоры по обвинениям в пророссийской позиции?

Насколько я понимаю, бывает, что если ты признаешь вину и сотрудничаешь со следствием, то тебе могут дать просто более легкую статью, какой-нибудь там сепаратизм, и дать условный срок или освободить уже, потому что ты в СИЗО просидел до этого много времени. Вот скорее такой вывод можно сделать.

Многие обвинения против граждан Украины прямо противоречат статьям Женевской конвенции. Назовите примеры, в каких случаях это происходит. И вообще, насколько серьезно Украина относится международному праву? Или там правовая анархия?

На основании того, с чем я сталкиваюсь, я могу сделать вывод, что Украина, конечно, остается страной с сильным влиянием коррупции. Но сказать при этом, что это там правовая анархия, я бы не стал. Скорее, Украина, в данном случае, является страной с жестким репрессивным режимом, нежели страна анархическая.

К чему может привести такая политика киевского режима по отношению к собственным гражданам?

Бог слышит молитвы страдающих людей. Давайте надеяться, что уже скоро политические заключенные будут освобождены, а гражданские пленные будут взаимно обменены. Спасибо вам за то, что вы уделяете внимание этому вопросу. И это тоже вклад, чтобы это произошло быстрее.

Интервью подготовил Виталий Акиньшин, политический обозреватель Движения «Другая Украина»

Опрос
Что будет делать Киев, чтобы не потерять внимание Европы?
Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню