Беседа с бывшим насельником Киево-Печерской лавры, иеромонахом Моисеем Шереметом.
Мы встретились с отцом Моисеем в Москве накануне, казалось бы, грустного дня. 27 мая 2023 года состоялся Собор УПЦ в Феофании, который, в нарушение канонов Церкви, объявил об отделении УПЦ от Московской Патриархии. Прошло ровно 2 года, и православие на Украине погрузилось в глубокий кризис: захваченные раскольниками храмы пустуют, многие священники, не пожелавшие примкнуть к безбожникам, подвергаются угрозам и преследованиям. В Киево-Печерской лавре теперь тоже новые хозяева. Отец Моисей рассказал, какие метаморфозы произошли с обителью за это время и что пришлось испытать монахам по воле тех, кто захватил власть на Украине.
Отец Моисей, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Откуда Вы родом? Как пришли к вере и как выбрали монашеский путь жизни?
Родом я из г. Люботина, это пригород Харькова. Верующим человеком был всю жизнь. Помню, как я молился Господу еще в детстве. Но воцерковляться начал, когда мне шел третий десяток лет. На рубеже 2008-2009 гг. пережил сложный период, и тогда понял, что Господь меня спас от неминуемой гибели. С того момента жизнь без Бога я не представлял. Какое-то время я был прихожанином местного храма, но этого мне не хватало. Стал посещать Харьковский Покровский монастырь. Там я познакомился и сблизился с братией. И все свободное время проводил в обители. Молился, трудился, пономарил.
Зимой 2010 года вместе с духовником посетил Москву, ее святыни. Больше всего легли на сердце Донской монастырь Москвы и Николо-Угрешский монастырь Подмосковья. Мы с моим духовником планировали для меня именно эту обитель. Но Великим постом наш общий знакомый посоветовал посетить Киево-Печерскую Лавру. В Лавру я влюбился, как говорится, с первого взгляда. И 7 июня 2010 года был принят в число братии. Кстати, в иночество меня постригли 22 марта 2010 года, на праздник 40 мучеников Севастийских. Как раз в тот день, когда отошёл ко Господу человек, приведший меня в Лавру.
Как долго Вы подвизались в Киево-Печерской лавре, какие послушания там исполняли и почему Вам пришлось её оставить?
В Лавре я подвизался с июня 2010 года по апрель 2023 года. Нёс послушания пещерника (помощник блюстителя Дальних пещер), пономаря братского Кресто-Воздвиженского храма и Анно-Зачатьевского храма. С ноября 2013 года по апрель 2023 года нёс послушание секретаря, помощника казначея, а с марта 2020 года к этому добавились обязанности помощника благочинного.
Лавру пришлось оставить 30 марта 2023 года. Главных причин было две. Меня очень смущало, что в обители за богослужением прекратили поминание Святейшего Патриарха Кирилла. И, кроме того, представитель украинской державы так называемый «Заповедник-музей Киево-Печерская лавра», расторг договор на аренду-владение Нижней Лаврой. Объявили, что будут отнимать корпуса, где проживала братия. При этом никакого другого места для проживания нам не предоставлялось. Я советовался с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, и он благословил оставить обитель.
Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее положение Печерского монастыря?
На данный момент Верхняя Лавра целиком контролируется Государственным Музеем-заповедником. К сожалению, в Трапезном и Успенском соборах проводят кощунственные мероприятия. Там устраивают встречи, обеды, концерты. Кроме того, Успенский собор, Великая Лаврская Церковь, предоставлена музеем раскольникам, так называемой «ПЦУ» для совершения их «богослужений».
В Нижнюю Лавру, где непосредственно проживает братия, закрыт доступ прихожан. Более того, не так давно Заповедником-музеем, при поддержке государства, были закрыты для посещения и молитв братии Ближние и Дальние пещеры. Но богослужения в некоторых храмах все же проводятся, хоть и без прихожан.
Только в двух храмах в настоящее время прихожане могут помолиться вместе с братией. Это храм в честь преподобного Агапита Печерского и храм-часовня в честь прп. Сергия Радонежского. Однако эти храмы находятся за пределами монастыря.
Как ведут себя сегодня «новые хозяева» Лавры – дирекция «заповедника», представители так называемой ПЦУ?
Как хозяева и ведут.
Во-первых, их задача – доставить как можно больше неприятностей братии. Например, когда музейная комиссия опечатывала входы в пещеры, их действия поддерживались полицией, силовиками. «ПЦУ» хочет создать свой монастырь на основе Лавры. Но к ним перешёл из нашей братии всего лишь один человек, бывший насельник Лавры, архимандрит Авраамий (Лотыш). Его даже «наместником Лавры» назначили. Хотя братии у него нет совсем. В ПЦУ нет монашествующих.
А во-вторых, в числе работников Музея еще остались те, кто проводил экскурсии, пользуясь советскими терминами, например, называя святые мощи «мумифицированными останками». Вот эти люди особо злорадствуют, ведь пришло их время, время безбожия и вседозволенности.
Была ли неожиданной столь жёсткая атака на Лавру? Или уже были предупреждения, предсказания опытных отцов из числа братии о том, что Лавру снова будут отнимать?
О том, что будут происходить события в Церкви, подобные сегодняшним, говорил архимандрит Аврамий Куява (в схиме Агапит). А к его словам стоит прислушаться, ведь Старец подвизался в Киево-Печерской Лавре с 1953 года, ещё до закрытия Лавры большевиками. После открытия монастыря отец Аврамий был духовником обители.
Приведу некоторые высказывания Старца.
«Настало время исповедовать веру. Был рассвет, а теперь наступил закат. Киево-Печерская Лавра в настоящее время, ключевое место на Земле. Ибо, там, где было начало, там будет начало конца».
«Будет на всех оказываться такое давление, с целью отторгнуть от Церкви, чтобы принудить веровать так, как хочет Запад. А ложных вер будет много. Все они неспасительны, запомните!».
«А сколько нам осталось? Ну, может быть, год, ну два. А может быть пять лет.» (Сказано было в 2020 году).
Как на сегодняшний день сложилась судьба братии Киево-Печерского монастыря? Что известно о наместнике Лавры, о Владыке Павле?
Часть братии, около 22-х человек, покинули Лавру во время событий, когда монахи остались фактически без крова. Но большая часть всё-таки остались. Благодаря затягиванию времени, путем переносов судебных заседаний, у братии пока есть возможность оставаться в обители, совершать Богослужения в Нижней Лавре. Но, как я уже говорил, без прихожан. Что касается наместника, митрополита Павла, по моим сведениям, митрополит Павел находится под домашним арестом. При его слабом здоровье сначала заключение в СИЗО, а потом ношение «браслета» состояние его, конечно, не улучшило. Живёт он под Киевом, по месту прописки, где может совершать богослужения только в домовом храме.
Нас, киевлян, часто в России спрашивают: как вы допустили то, что Украина стала антироссийским государством? Как такое могло случиться? Что бы Вы ответили на подобные вопросы?
Еще с начала 90-х, жителям Украины стали внушать, что мы – не Россия. Но это казалось несерьезным, региональным явлением. Большая часть граждан Украины говорили на русском языке, считали себя русскими. Но с годами, менялись поколения, а государственная политика при всех президентах была жёстко проукраинская.
Особенно усилилась пропаганда украинства западного образца при президенте Ющенко. Да и при «пророссийском» Януковиче было жутко видеть, как во Львове, на 9 мая, местные нацисты избивали ветеранов Великой Отечественной войны. Так, при попустительстве властей, маргинализированные группы, при поддержке западных стран, совершили госпереворот в 2014 году. Затем была развязана гражданская война. Проводя нечеловеческие военные операции на Донбассе, в результате которых погибло много людей, государство внушило, что Украина воюет с Россией. Жертвы были с обоих сторон, а риторика та же – «Россия убивает наших солдат». На тот момент УПЦ выбрала более-менее нейтральную позицию, исходя из того, что верующие УПЦ были по обе стороны конфликта. Но со временем власти Украины применяли все более жесткие меры по отношению к УПЦ и людям, не согласным с действиями властей Украины. Ну а с начала СВО, действия властей Украины стали просто терроризмом по отношению к инакомыслящим. Были арестованы, уничтожены журналисты, историки, публицисты, блогеры, которые могли доносить до народа Украины правду. А СМИ Украины вещали в одну сторону. И альтернативной информации не было совсем. И всё же смею думать, что большинство народа Украины в других обстоятельствах быстро осознают свое заблуждение.
Имело ли место проникновение национализма в церковную среду на Украине? И какие это может иметь последствия?
К сожалению, подобное явление, как национализм, проникло в украинскую церковную среду. Знаю архиереев, священников, которые несут своей пастве глубоконационалистические идеи. В результате люди не могут разобраться, кто для них герой, кто святой? Степан Бандера, проводивший беспощадный террор в западных областях Украины, анафематствованный Церковью, предатель Государя, и своего народа Иван Мазепа или святой равноапостольный князь Владимир, который, как теперь выясняется, был «украинцем». И вина за это лежит на некоторых пастырях и архипастырях УПЦ.
Как Вы оцениваете последствия Собора (некоторые называют его «лжесобором») прошедшего в мае 2022 года в Феофании?
У историков Николая Карамзина, Олеся Бузины есть замечательное понятие: «Утешение Историей». Это утешение в том, что, если ты понимаешь смысл происходящего в прошлом, события современности воспринимаются спокойнее, адекватней. Если внимательно изучить события, происходившие в Русской Церкви, например, в 20-х годах прошлого столетия, мы увидим, что подобных сомнительных церковных собраний, «Соборов» происходило множество. Время было тяжёлое для Церкви, гонения побольше нынешних. Однако Церковь осталась жива. Поэтому, считаю, что не стоит этот Собор в Феофании воспринимать, как нечто окончательное. Да, отдельные решения, принятые в Феофании сомнительны. Но главным для нас является решение Святейшего Патриарха Кирилла. А оно таково: «Продолжаем сохранять единство»!
Есть ли у нас, киевлян, надежда снова свободно молиться в родной Киево-Печерской лавре и при каких условиях это может произойти?
Надежда, безусловно, есть. Не могу знать Промысл Божий об Украине, Киеве, Лавре, но я убеждён, что это может произойти, если народ Украины переосмыслит происходящее. Если народ перестанет осуждать в нынешних скорбях Россию, украинскую власть, ВСУ, и прочие внешние факторы. Весь народ, верующие, духовенство, должны переосмыслить, прежде всего, свою личную вину в происходящем. А тем, кто не видит своей вины, предлагаю стать перед иконой Спасителя, посмотреть в Его Светлые Очи, и сказать: «…я ни в чем не виноват». Думаю, немного будет таких, кто это сможет произнести. Один из моих собратий в Лавре сказал замечательные слова: «Это милость Божия, что нас изгоняют из Лавры, иначе мы бы на Страшном Суде отвечали за то, как мы жили в Обители, как оскверняли Святыню. А теперь, придётся поскитаться, поскорбеть, поплакать. Только тогда мы поймём, что мы потеряли». Возможно, не каждый поймет глубину этих слов, но я с ним согласен. Давайте вспомним Ветхий Завет. Когда иудейский народ пребывал в оккупации, рабстве, рассеянии? Тогда, когда отходил от Бога!
Только через покаяние, осознание своей собственной вины, мы можем надеяться на положительные изменения в стране. И это будет. Я верю.
Ян Таксюр, писатель, публицист