Можно бесконечно смотреть на разные вещи… Например, на то, как Украина выполняет требования МВФ для получения очередного транша.
Еще ни одна программа кредитования Украины от МВФ не была выполнена полностью – в процессе обычно Украина не достигала поставленных целей – «структурные маяки». Маяки меняли, их просрочивали или отсрочивали, но за изменения по вине Украины в программах финансирования были последствия. Украина соблюдала изначально оговоренные условия не более чем наполовину. И средства также выделялись лишь частично, но проценты приходилось выплачивать со всей зарезервированной суммы. После чего следовали переговоры, и требования МВФ ужесточались.
Требования МВФ традиционные: повышение стоимости энергоресурсов для предприятий и населения, увеличение коммунальных тарифов, снижение расходов на социальную сферу, повышение налогов, получение дополнительных преференций для иностранного капитала и пр.
Так было и в 2016-м, когда под диктовку МВФ верстался бюджет Украины, в котором резко сужались возможности упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, увеличивались налоги на доходы физлиц, вводился 15% налог на пенсии, превышающие минимальную в три раза, с баланса государства снимались сельские школы вместе со школьным питанием, урезались или прекращалась выплата детских пособий. Зато увеличивались расходы на военных и правоохранителей.
Так было и в феврале 2020 года. Программа сотрудничества между Украиной и МВФ в рамках механизма stand-by, утвержденная 18 февраля 2018 года в объёме 2,8 млрд SDR или почти $3,9 млрд, закончилась. Однако Украина смогла получить по ней лишь первый транш 1 млрд SDR (около $1,4 млрд). Потом планировались еще два транша по итогам полугодовых пересмотров, но не сложилось. Выборы президента, смена правительства… Решили начать с чистого листа. В итоге в 2019 году финансирование со стороны фонда отсутствовало, но Украина выплатила около 1,4 млрд SDR.
Сейчас – очередная программа от МВФ. И теперь за полученный на днях киевским режимом очередной транш от МВФ в размере $0,5 млрд Киеву пришлось расплатиться не только выплатой процентов, но и новыми условиями, т.к. предыдущие, как обычно, не были выполнены в полной мере.
Складывается впечатление, что такая схема устраивает обе стороны – и МВФ, и Киев. МВФ получает больше за меньшие средства, а Киеву не жаль – главное, отсрочка в выполнении требований, которые касаются внутренних шкурных интересов (например, реформирование антикоррупционных и таможенных органов,назначение новых людей). Попахивает коррупцией на высоком уровне, при которой полностью игнорируются интересы третьей стороны, и, пожалуй, главной – населения на подконтрольных киевскому режиму территориях.
Новые условия были оговорены в июне по итогам 8-го пересмотра программы EFE (Extended Fund Facility – Механизм расширенного финансирования), по итогу которого обновили меморандум с Фондом.
Казалось бы, ну куда ещё закручивать гайки? Можно резьбу сорвать! Но находятся скрытые резервы, и извращенная фантазия МВФ позволяет придумывать новые условия.
Появились новые «структурные маяки».
В обновленном меморандуме их появилось четыре:
— Стратегический совет по инвестициям должен утвердить ежегодный план стратегических проектов до конца августа 2025 года.
— Нацбанк и НКЦБФР обязаны подготовить дорожную карту реформ финансовой инфраструктуры.
— Внедрение европейских и международных стандартов оценки недвижимости до конца 2025 года.
— Подготовка законопроекта о секьюритизации и ипотечных облигациях до конца марта 2026 года.
Но это тема, достойная отдельного разговора. Пока обратим внимание на указания МВФ по стратегии в фискальной и социальной политике, в энергетике. В частности, МВФ желает отмены банковской тайны и окончательной ликвидации упрощенной системы налогообложения (ранее не добили, а малый бизнес – это то, что можно доить вечно), традиционно – повышения коммунальных тарифов. И прямое требование – рост поступлений от налогов с бизнеса и граждан.
Запланировано введение сбора с продаж на цифровых платформах – OLX, Rozetka и др. Но пока это коснется только OLX (вероятно, не договорились на неформальной коммерческой основе), и в ВРУ даже зарегистрировали соответствующий законопроект.
Эксперты с подконтрольных Киеву территорий сообщают, что от налогов никто не уйдет – ни те, кто сдает в аренду квартиру, ни занимающиеся частным извозом, ни репетиторы. В принципе, налоги платить нужно всем. Вот только и налогоплательщики вправе рассчитывать на то, что налоги вернутся к ним в виде различных благ – медицинских услуг, возможности получать образование за государственный счёт и пр. Но пока от плательщиков требуют лишь заплатить 18% НДФЛ и 5% военного сбора. И на какой-либо «кэшбек» в виде медуслуг рассчитывать не приходится.
По планам МВФ – увеличить долю НДФЛ в ВВП с нынешних 7,6% до 9,1% ВВП в 2026-28 гг. До начала СВО она составляла 6,6% и выросла якобы за счёт роста зарплат военных. Как раз относительную величину этого показателя можно обеспечить, даже превысить – если сократить размер самого ВВП (а он не может не сократиться), но оставить расходы на войну. Вот только где Украина, а где 2028 год…
В МВФ любят заглянуть в будущее: после окончания конфликта уже запланировано дальнейшее повышение коммунальных тарифов. Только какое отношение будет иметь МВФ к послевоенной Украине? Да и будет ли Украина в каком-либо виде, в котором её может представить МВФ.
И на контрасте с согласием выполнить любую прихоть МВФ – отношения с крайне важным для Украины партнером – Китаем. К хамским высказываниям и действиям украинского руководства в отношении Китая, можно сказать, привыкли. Чего только стоила история с инвестициями КНР в «Мотор Сич», когда по указанию из Вашингтона Киев попросту «кинул» китайских товарищей.
С 2012 года тянется история с кредитом КНР Украине под гарантии поставок зерна. По тому соглашению на $1,5 млрд Киев должен ежегодно поставлять Китаю не менее 80 миллионов тонн кукурузы и других зерновых культур для погашения долга.
Однако за все время было выплачено всего лишь $75 млн и немногим более $40 млн процентов. Да и те лишь спустя 10 лет после получения кредита.
По данным китайской медиакорпорации Tencent, Украина собирается заморозить оставшиеся выплаты. Украина ссылается на «тяжёлые обстоятельства». Как будто не она сама в лице постмайданной власти создала эти обстоятельства. Могли бы погасить долг другими ресурсами, но они уже отданы Штатам.
Да, это очередной шаг к дефолту, но разве это волнует киевскую власть?
Легитимность режима обеспечивается Западом. И если бы всё было в соответствии с законом и международным правом, то дефолт следовало объявлять ещё в 2015 году, после отказа платить по долгам России.
Но пока такая Украина нужна Брюсселю, Лондону и Вашингтону, она будет существовать. И нанесение ущерба России и/или Китаю не противоречит их интересам. Наоборот, именно в этом и заключается их политика, а такая Украина – удобный инструмент в её реализации.
Только снова в этих интересах забыли про людей на подконтрольных Киеву территориях. Их лишили будущего, по отношению к ним проводят политику геноцида оккупационные киевские власти.
Член Совета Движения «Другая Украина» Александр Дудчак