Беседовать с протоиереем Александром Овчаренко не только радостно, но и легко. Мы оба родом с Украины. Не первый год знакомы. Батюшка служит в священническом сане уже 27 лет. На Родине он всегда был популярен. Да и сейчас у него множество подписчиков и духовных чад. В евангельском смысле – «пастырь добрый». Впрочем, отец Александр не только пастырь, но и журналист, автор фильмов, отмеченных на различных конкурсах. И, конечно же (как такое забыть!) он – многодетный отец. Семь дочерей и один сын. Сегодня отец Александр служит в Москве, в храме Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Тему для разговора мы долго не искали. Говорили о том, что любим и о том, что тревожит – о нашей Церкви и её проблемах последнего времени.
Отец Александр, Вы родом из Запорожского края. Сегодня там весьма непростая обстановка – часть территории вошла в состав России. Другая часть под контролем режима Зеленского. По Вашим сведениям, какие настроения у верующих, священства по одну и другую сторону линии разграничения?
Совсем недавно, 26 июня, в Запорожской епархии праздновали 33-ю годовщину основания. Да, вы правильно заметили, это непростое время, наверное, одно из самых сложных в последний период.
Тридцать три года назад в епархии было всего восемь храмов. На всю область, где проживало почти три миллиона человек, всего восемь храмов и двенадцать священников. Честно, не знаю, где на территории бывшего Советского Союза такое было еще. Сегодня, по данным Епархиального управления, в нескольких сотнях храмов Запорожской епархии служат более 300 священников. По мере возможности я поддерживаю связи со священниками моей родной епархии. Картина с двух сторон просто прямо противоположная. И если на освобожденных территориях все развивается гармонично и стройно, т.е. идет полноценная приходская и церковная жизнь, у всех верных есть живое понимание того, что ты находишься на большом церковном корабле вместе с Патриархом, то на территории подвластной киевскому режиму священнослужители просто герои, испытывая невероятное моральное и физическое давление со стороны неонацистов и активистов, буквально, в шторм или даже цунами, смиренно совершают свой пастырский долг – служения и окормления. Но при этом они ещё и стали заложниками антихристианской, антиправославной политики государства и гибридной автокефалии, введённой в 2022-м году в Феофании. А это порождает тревогу, апатию… Но благодать Христова укрепляет пастырей.
И в этом огромная роль ориентира, маяка – митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки: за годы притеснений и активного гонения на УПЦ в раскол уклонились только два клирика Запорожской епархии.
Мы знаем, что митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука подвергается сейчас судебным преследованиям со стороны СБУ и украинской правовой системы. Каковы причины преследований Владыки Луки? И каково сегодня положение его «дела»?
Конечно, никто из киевской богоборческой власти Евангелия не знает. Но одну фразу там, видимо, точно прочитали: «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26, 31) Вот это и есть главная причина преследований.
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука действительно находится под следствием СБУ. Обвинения и текущее положение его «дела» таковы:
СБУ заявляет, что митрополит Лука якобы публично выражал пренебрежительное отношение к верующим других конфессий как во время общения с паствой, так и во время литургий. Также в его Telegram канале, якобы, находили оскорбительные посты, задевающие религиозные чувства других верующих. Также ему инкриминируют поддержку пророссийских нарративов. А «экспертиза» подтвердила факты подрывной деятельности, направленной против государственной безопасности Украины. На основании этого Владыке Луке предъявлено официальное уведомление о подозрении по ст. 161 УК Украины (часть 2), которая предусматривает ответственность за нарушение равноправия граждан по религиозному признаку. Наказание — до 5 лет лишения свободы.
Отдельные российские СМИ подчёркивают, что священство, епископат и миряне УПЦ после решений 2022 года в Феофании все стали предателями и раскольниками. Согласны ли Вы с такой категоричной формулировкой?
Не согласен! Сразу определимся. Самочинная автокефалия и разрыв связей с Русской Православной Церковью – это жертвоприношение современному Ваалу, к чему сегодня подталкивают УПЦ. Так выразился (и я с ним полностью согласен) митрополит Черкасский Феодосий в день памяти прп. Онуфрия Великого и тезоименитства митрополита Киевского Онуфрия. Владыка Феодосий, несмотря ни на что, продолжает сохранять верность канонам. Очень неудобный архиерей. И, видимо, не только для светских властей Украины.
Надо понять мышление тех людей, которые организовали так называемую «Феофанию». Если для большинства верующих церковные каноны – это мерило нормальности, по которому они измеряют свои отклонения и стараются исправить то, что им не соответствует, то для феофаниевцев – это меню, из которого они выбирают то, что им удобно.
Они прекрасно понимали, что нарушили каноны. Чтобы оправдать нарушение, им срочно нужно было объявить Патриарха еретиком – мол, тогда и «Феофания» станет «ретроспективно каноничной».
Логика их проста. Не соблюсти каноны, а оправдать их нарушение или объявить «устаревшими». Уберите из этой истории имена, замените юрисдикции на X и Y – и любой канонист скажет вам, что это… к огромнейшему сожалению – раскол.
Верность канонам – это чисто русская православная черта! Обычного стояния на незыблемом камне канонов будет вполне достаточно, чтобы «врата ада» обломали свои зубы. В этом смысле важно сохранить не церковную недвижимость и активы, а верных православию людей, которые «не поклонились Ваалу». И они есть на Украине – их много! И среди священноначалия, и священнослужителей, и верных мирян! Они, в жесточайших условиях, сохраняют верность канонам, Патриарху, Церкви.
Есть ли на Украине приходы, монастыри, где имя Святейшего Патриарха Кирилла открыто поминается за Богослужением, несмотря на угрозу служебному положению, а иногда здоровью и жизни?
Феофаньевское «благословение» не поминать Патриарха дало возможность инфернальным силам влиять на умы некоторых священников, и прихожан. Но для других это решение породило вопрос: а можно ли причащаться в храмах, где не поминают Святейшего? И эти люди – соль земли!
Я точно знаю многие места, где поминают. Но я не буду называть места и имена священнослужителей, так как это ещё больше усложнит их жизнь. Нельзя добавлять скорби братии. Бог Сам знает, когда и кому дать крест исповедника. Скажу, что открыто поминают во многих городах Украины. В Киево- Печерской Лавре на ночных Литургиях в пещерах поминали. Сейчас, кажется, их не пускают в пещеры. В храмах поминают в основном, в городских. В сельских все боятся поминать открыто, потому что сразу станет известно и закроют. Но на Проскомидии это делают процентов 70 духовенства.
С болью мы наблюдали захват собора в Черновцах. А накануне захват главного собора Черкасс, когда митрополит Феодосий чудом не был убит или искалечен. Кто, какие силы стоят сегодня за «окончательным решением церковного вопроса» на Украине?
Украине, вернее тому, что из неё делают несколько десятилетий (но особенно в последние несколько лет), Православие не нужно. А если, по-честному, то Православие даже просто мешает. Если кто и хочет еще внешне соблюдать оболочку православного христианства, то лишь, как сильнейшее средство обмана. Это то, что мы видим на примере действий западных политиков, так называемой «ПЦУ», «Феофании» и прочих «объединительных» соборов.
Внешне, этого добиваются неонацисты и националисты, под руководством СБУ, руками фанатиков и обманутых, с измененным сознанием. А выше, над ними стоят руководители всех этих процессов. Думаю, не ошибусь, если укажу на сионистов, англосаксов, Ватикан, Фанар, а общее им название, хочется сказать легион, но скажу – pax americana. И это не конспирология, это наблюдение за новостями из открытых источников.
Мы дожили до времён, когда на Украине возглас «Слава Богу!» вместо положенных националистических речевок звучит уже как вызов для системы. Победа в Черновцах – важный и обнадёживающий прецедент. Там, где люди не боятся и массово встают на защиту своих святынь, власть вынуждена отступать. На Украине сегодня нет ни одной политической или общественной силы, кроме православных, способной так решительно противостоять произволу. Чем быстрее люди перестанут надеяться на «справедливость» от власти и начнут собираться по первому зову, тем скорее закончится этот беспредел.
Соцопросы на Украине, как правило, контролируются местной властью. Так вот, каждый раз, после очередного опроса мы с удивлением узнаём, что ПЦУ – самая многочисленная православная конфессия. Сколько здесь правды и есть ли она вообще?
Напомню, что так называемая «ПЦУ» была создана в 2018 году путем объединения двух раскольничьих групп: организации бывшего митрополита Филарета (Денисенко), низложенного и анафематствованного РПЦ в 1990-е годы, и раскольничьих нелегитимных самочиноположенных клириков. Отсутствие канонического рукоположения у клириков до их отделения от канонической церкви, является центральной экклезиологической проблемой.
Информации по соцопросам нет на Украине. Публично выкладывают только угодное Офису Президента. Это не просто полуправда, это ложь на всех уровнях. Украина здесь стала просто хрестоматийной страной Лжецов!
ПЦУшные храмы, тем более захваченные, стоят пустыми! Даже в Ровно, где их главный анклав, похвастаться большим наполнением они не могут, кроме разве массовых мероприятий, куда сгоняют со всех мест людей, используя админресурс. Но главный показатель жизнеспособности, духовной стабильности – это монастыри. В «ПЦУ» – ни одного полноценного!
Из печального опыта Украины мы знаем, что ведомый Западом Варфоломей Константинопольский при поддержке американского Госдепа пошатнул не одну Поместную Православную Церковь. Где в наши дни, кроме Украины, особенно горячо? Где шатают Церковь Христову?
Сейчас горячо везде, где есть хоть какие-либо здоровые, традиционные ценности. Где есть хоть малейшее подозрение в связях с Русском миром. Например, информационная война против Патриарха Даниила. Болгарскую Церковь пытаются взорвать изнутри: выдвигают «обвинения» в «шпионаже в пользу России», и поводом для обвинений является предоставление болгарским молодым людям возможности обучения в духовных учебных заведениях РПЦ, как это происходило и в былые годы.
А вот в Эстонии. Митрополит Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского патриархата Стефан (Хараламбидис) поддержал принятый накануне эстонским парламентом закон «о церквях и приходах» (по сути – о запрете Эстонской Православной Христианской Церкви в единстве с Московским патриархатом). Фанариот лукаво призвал ЭПХЦ влиться в ЭАПЦ на правах викариатства, что «позволит» ей сохранить внутреннюю структуру и уклад.
И еще. «Бессарабская митрополия», которая является частью Румынской Церкви, в очередной раз агрессивно предъявила необоснованные претензии на каноническую территорию Республики Молдова. Бросая тем самым вызов Молдавской митрополии и, соответственно, Русской Православной Церкви.
По сути, это объявление войны, брошенное в адрес РПЦ. Войны, которая фактически повторяет украинский сценарий: раскольническая структура пытается заместить каноническую церковь, охватывающую большинство верующих и получает при этом поддержку государства и автокефальной Церкви, вторгшейся на чужую каноническую территорию.
А ещё есть Латвия, Литва. Варфоломей лезет в Черногорию, пытается разрушить баланс сил на Кипре. Фанариоты напоминают шакалов, ожидающих расправы над жертвой в надежде, что смогут чем-то «поживиться». Основной для себя задачей на Фанаре видят: как уйти от ответственности и сохранить лицо Варфоломея. С таким подходом можно предположить, что фанариоты продолжат свою «миссию».
Батюшка, Вы – счастливый отец восьмерых детей. Когда вокруг только и слышишь: «Какие дети? Какая многодетность при таких материальных трудностях и нервных нагрузках?», Вы неизменно в светлом расположении духа, и детки, и матушка у Вас жизнерадостные. Поделитесь, пожалуйста, секретом создания счастливой семьи и преодоления трудностей (если таковые у Вас бывают).
Для нас с матушкой это многотонный грузовой вагон. И толкать-то его не всегда получается по рельсам, где-то по пересечённой местности, где-то в гору еле- еле, а то и с горы бегом… Мы – неидеальные родители, и это очень хорошо. С идеальными родителями детям пришлось бы сложнее. А так, видя наши ошибки, им легче переносить и свои.
Но Бог есть Любовь! Поэтому, уверен, важно не сколько детей, а то, как мы их любим! Где-то встретилось: «когда нечего сказать Вселенной – хвастайся детьми».
Вот и «хвастаемся»:
Моя самая лучшая проповедь — это мои дети. Внешне они ничем не отличаются от других. Они слушают разную музыку, они радуются, они скорбят, они страдают, они ценят дружбу, честность, любовь и верность. И им противны, как всем нормальным людям, ложь, насилие, жестокость, цинизм и равнодушие. Меряют джинсы, платья, юбки, кофточки, блузки. Учат новые языки и устанавливают новые социальные связи, смотрят новинки кино и ищут новый рецепт пиццы. Но они знают Традицию. А Традиция это не о прошлом, это о Вечном.
Параллельно разбивают, теряют мобильные телефоны, но находят благородство и великодушие. Уже умеют зарабатывать и помогать семье, чувствительны и романтичны, девочки могут и искренне послать тех, кто не искренне и не целомудренно пытается вломиться в их сказочный военный городок фей. А единственный сын дает надежду и точно понимает, что мужество это середина между трусостью и наглостью.
Любимы и ищут с кем поделиться любовью, кому довериться. Бывает ленятся… бывает обманывают… ехидничают – они люди. Но они умеют прощать и просить прощения! Любят поболтать, но молитва у них не на последнем месте. Умеют держать удары, добиваться цели и при этом мечтают. Одинаково удивляются открытиям как материального, так и духовного мира. И это есть гармония жизни, и нет здесь противоречия – изучать комара, создавать мобильное приложение или готовиться к Причастию. Они живут и создают мир людей и мир Божий! Я знаю, знаю, что они другие. У них уже есть стержень. Они иные. Они христиане. Они русские православные.
Нынешняя власть по уровню жестокости, как гонитель Церкви, превзошла Порошенко и многих откровенных нацистов. Причём, складывается впечатление, что Зеленский даже не задумывается о том, что ему придётся отвечать. Если бы у Вас была возможность обратиться к команде псевдо-президента, что бы Вы им сказали?
Да, похоже, борьба Зеленского с Церковью выходит на качественно новый уровень. Власть на Украине организовала централизованную рассылку повесток клирикам УПЦ. Для этого был задействован отдельный департамент при министерстве обороны. Там формируют базу данных всех священнослужителей УПЦ и теперь им приходят персональные повестки из Киева, минуя местные ТЦК. То есть, если даже у клириков на местах были договоренности с местными военкомами, они больше не действуют. В случае отсутствия священников по месту прописки, их сразу же объявляют в розыск. И это при том, что власти прекрасно знают, что священнослужители не имеют права брать в руки оружие. И брать его не будут. То есть, пользы от священников на фронте нет никакой. Их там просто убьют. И, возможно, именно так и задумано. А могут ли существовать общины без священников? Нет, не могут.
Я не буду обращаться к иродам и иудам. Они все равно не услышат, ведь они не слышат вопли народа и молитвы верующих. Но, кто целится в Небо, попадает в себя. Я просто уверен, что кто пытается сломать, переформатировать, уничтожить Церковь, тот рано или поздно надорвется. Надорвется до позорной и мучительной смерти. Если не покается. История тому свидетель. Церковь пережила Нерона, большевиков, переживёт и Зеленского с Порошенко.
В нынешнем месяце чада Русской Церкви будут отмечать замечательный Праздник, День Крещения Руси. Какое значение Владимирово Крещение имело для нашего единого народа? Какое значение для нас, сегодняшних, имеют обеты, принесённые в 10-м веке в купели Днепра?
Это общая купель для единого народа Украины, Беларуси и России. Это не просто наша история, это наш культурный код, который хотят взломать и подменить.
Святой князь Владимир, его духовный подвиг – обращение к Православию – предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. Наш Президент, говорил, что при Крещении были «заложены основы нашего государства». И мы это реально чувствуем.
Выйдя из купели крещения, князь Владимир не огнем и мечом, но правдой и любовью стал объединять народ. Он создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Христианская культура и христианская вера стали основой великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать! Точно так же и с монархией. Нет ни одного святого, который бы восхвалял демократию или парламентаризм, так как святые и старцы говорили о монархическом строе.
Да, человеку трудно перестроить свои политические взгляды в соответствии с мышлением Святых Отцов. Но разве не для этого мы пришли в Церковь?
Мы просто обязаны сохранить наследие наших великих князей и монархов!
Вёл беседу член Совета Движения «Другая Украина» Ян Таксюр