В соответствии с законом Украины «О Службе безопасности Украины» (закон «О СБУ») в редакции от 15.04.2025, на эту структуру возлагается защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, научно-технического и оборонного потенциала, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, а также обеспечение охраны государственной тайны, предупреждение, выявление, прекращение и раскрытие уголовных правонарушений против мира и безопасности человечества, терроризма и других противоправных действий.
Итак, уточним: СБУ должна защищать все вышеперечисленное от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб и посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, то есть защищать государство и общество не от нападения иностранной армии, военных соединений и частей, а от разведок, организаций, групп и лиц. Понятно, что разведки, организации (разумеется, террористического или криминального характера), группы и лица не применяют артиллерийские системы, РСЗО, бронетехнику, боевые корабли и другое мощное вооружение.
В задачи Службы безопасности Украины, как главного и единственного контрразведывательного органа входит предупреждение, выявление, прекращение и раскрытие уголовных правонарушений против мира и безопасности человечества, терроризма и других противоправных действий.
В соответствии с законом Украины «О разведке» в редакции от 10.10.2024 СБУ является субъектом разведывательной деятельности и оперативные подразделения Центрального управления Службы осуществляют контрразведывательную деятельность, согласно этому Закону, а также могут проводить разведывательные мероприятия с целью получения информации в интересах контрразведки.
Вновь, уточним: основные задачи украинской разведки – это своевременное обеспечение потребителей разведывательной информацией, содействие реализации национальных интересов Украины, противодействие внешним угрозам национальной безопасности Украины в определенных законом сферах.
Заметим, что и в этом законе речи о боевой деятельности при отражении какой-либо агрессии не идет.
Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» в редакции от 18.07.2024 определено, что под оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) на Украине понимается система гласных и негласных поисковых и контрразведывательных мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств (ОТС).
Целью ОРД является поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывную деятельность специальных служб иностранных государств и организаций с целью прекращения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.
По закону об ОРД центральное управление СБУ, региональные органы и органы военной контрразведки имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, для осуществления ОРД СБУ должна применять ОТС, под которыми понимается совокупность технических средств и научно обоснованных приемов их правомерного использования (преимущественно негласного) для снятия информации с каналов связи, оперативного контроля телеграфно-почтовых отправлений, визуального наблюдения, а также аудио- и видеоконтроля. Как видим, украинский законодатель, принимая закон еще в 1992 году, для осуществления ОРД органами СБУ не предусматривал никаких боевых, либо военных средств и вооружений.
На основании рассмотренных выше действующих украинских законов можно сделать следующий вывод: СБУ — это сугубо контразведывательный орган, с ограниченными функциями и полномочиями на разведывательную деятельность, к тому же наделенный определенными функциями поддержания правопорядка в государстве. О полномочиях ведения военных боевых действий украинским законодателем ничего не сказано и главное (!) не определена противоборствующая сторона относительно которой такие действия могли бы проводиться.
16 июля текущего года Верховная Рада Украины рассмотрела Законопроект №13353 и приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов деятельности Службы безопасности Украины и повышения ее эффективности в связи с участием в отражении и сдерживании вооруженной агрессии против Украины», и отправила его на подпись Зеленскому.
Законопроект №13353 предусматривает следующие элементы реформы СБУ:
Общая численность сотрудников СБУ будет составлять 37 000 человек (ранее численность Службы в мирное время объявлялась до 27 000), а во время особого периода – до 41 000 (ранее определялось до 31 000).
Спецподразделение спецслужбы, которое раньше называлось «Подразделение СБУ по борьбе с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов» теперь переименуют в «Подразделение по осуществлению оперативно-боевой деятельности и специальных мероприятий (Центр специальных операций «А»)». Численность Центра специальных операций «А» (ЦСО «А») будет составлять не менее 10 000 человек как в особый период так и в период военного положения.
Десять тысяч человек специально обученных, экипированных и вооруженных это весьма значительная (иногда и решающая) сила для любого вида силовых действий, будь то государственный переворот, подавление мятежа или ведение боевых действий на участке фронта.
Если раньше Центральное управление СБУ отвечало за состояние государственной безопасности (ст.10 закон «О СБУ»), координировало и контролировало деятельность других органов Службы безопасности Украины, то теперь с ЦУ СБУ ответственность «за состояние государственной безопасности» снята, оставлены функции координации и контроля.
Наиболее примечательными в принятом законе являются нововведения о «милитаризации» СБУ.
В обновленной статье 25 закона «О СБУ» органам и сотрудникам Службы приписываются функции чисто военного характера никак не связанного с контрразведывательной деятельностью: «использовать воздушные суда, в том числе беспилотные, роботизированные, другие беспилотные системы и комплексы, транспортные средства, движущиеся по поверхности воды или под ней, наземные, в том числе дистанционно управляемые, а также средства, устройства по обнаружению и противодействию таким транспортным средствам, судам (системам, комплексам), средства радиоэлектронной борьбы и активные средства противодействия техническим разведкам».
Статья 26 этого же закона в новой редакции разрешает военнослужащим СБУ во время проведения антитеррористических операций, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии против Украины, а также при выполнении задач по участию в обороне государства использовать и применять оружие и боевую технику в установленных для соединений, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Украины.
Также новым законом установлены сроки для киевского кабинета министров и СБУ по разработке предложений и нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого закона и приведении в соответствие внутренних положений Службы.
Проведя краткий обзор законодательных актов касающихся реформы СБУ, можно сделать ряд выводов:
1. Принятые законодательные нововведения никак не связаны с ранее установленными целями и функционалом СБУ: контразведка, разведка, правоохранительные функции, информационно-аналитическая деятельность, ОРД.
2. Вновь принятый закон вполне логично назвать «законом о милитаризации СБУ». Очевидно, что СБУ «приобретает» (а вернее легализует) совершенно новый военный функционал, превращаясь наряду с ГУР и Нацгвардией в мощную военную организацию.
3. За вновь принятым законом последует еще ряд нормативно-правовых актов и указов Зеленского, направленных на развитие военной деятельности СБУ.
Главным вопросом милитаризации СБУ является мотив или причина таких действий киевского режима. Естественно, что мотив лежит в политической плоскости. Режим Зеленского создает по-сути новую военную структуру, обладающую большими полномочиями.
ГУР имеет право на ведение диверсионной и разведдеятельности и имеет спецтехнику на вооружении, численность по разным оценкам от 5 000 чел. Структура подчинена министерству обороны.
Нацгвардия Украины, давно стала армейской структурой (по ряду оценок численность около 90 000), подчиненной министерству внутренних дел.
В отличие от них, СБУ, помимо развитой контрразведки и разведки, налаженной ОРД, получает мощное многочисленное подразделение спецназа с войсковым вооружением и соответствующими полномочиями. По закону Служба безопасности Украины подчинена Президенту Украины, то есть непосредственно Зеленскому. Необходимо отметить, что СБУ на протяжении десятилетия исполняет в первую очередь функции тотального карательно-репрессивного органа. Подбор и подготовка кадров службы, внутренние нормативно-правовые акты, структура организации и поручаемые Зеленским и его офисом задания — все нацелено на поддержание и сохранение его власти, устранение любой конкуренции, зачистке всех возможных оппонентов.
Логично сделать вывод, что «историческая специализация» службы, увеличение численности, расширение полномочий, милитаризация СБУ, вооружение неспецифическими для контрразведывательного органа системами оружия явно указывают на создание Зеленским «личной армии» карательно-репрессивного характера. Источниками опасности для Зеленского могут стать подогреваемые внешними силами (американской стороной) полубандитские полувоенные националистические формирования, размещенные как на линии фронта, так и большей степенью внутри страны.
Похоже на то, что Зеленский ощущает нарастающую опасность своей власти и готовится к внутреннему вооруженному противостоянию.
Участник Движения «Другая Украина», начальник аналитического отдела Алексей Самойлов