Зеленский пытается вести войну на нескольких внутренних фронтах одновременно.
Атака на антикоррупционные структуры дополняется разборками с Нацбанком Украины. Причины те же – зачистка пространства на подконтрольных территориях от политических конкурентов, усиление контроля над источниками обогащения, в условиях сокращения «кормовой базы».
НБУ – сам по себе ценный ресурс. И если его руководство не проявляет свою лояльность ОПе Зеленского, то в ней растёт непонимание: а, зачем такое руководство нужно в принципе?
Ситуация для НБУ, лично для главы – Андрея Пышного, осложняется тем, что его заподозрили, и небезосновательно, в связях с одним из главных внутренних противников – Петром Порошенко.
Напомним, что в отношении «сывочолого гетьмана» Порошенко были введены санкции СНБО 12 февраля сего года. Зеленский угрожал ему ещё во времена предвыборной кампании «Я – Ваш вырок!» («Я – Ваш приговор!», перевод с укр.). Но так ничего существенного в отношении своего предшественника на президентском посту Зеленский предпринять и не смог. Несмотря на полтора десятка дел, зарегистрированных в ГБР. Однако, санкции, введенные в феврале, достаточно серьезный удар – они распространялись на все активы Порошенко, в том числе и на Международный инвестиционный банк (МИБ) – важнейшую составляющую его бизнес-империи (его доля в МИБе – 65%).
Однако и Порошенко не лыком шит. И у него есть влияние на тех, кто должен реализовывать установки ОПы Зеленского. НБУ должен был отстранить Петра Порошенко от управления банком, но делал это без уважения к ОПе. То, что можно было сделать за неделю-другую, специально назначенные люди растянули более чем на два месяца. Порошенко даром времени не терял, спешно стал выводить средства из банка. И это видно по данным украинского издания «Страна.Ua»: с 1 января по 1 июня 2025 года средства физлиц на счетах сократились в 1,9 раза (до 532,9 млн грн.); средства бизнеса – в 1,3 раза (до 6 млрд грн.); общие активы – на 15,9% (до 11,9 млрд грн.); чистый процентный доход – в 4,1 раза (до 86,9 млн грн.); одновременно средства на корсчетах у других банках выросли в 1,7 раз – с 3,5 млрд грн. до 5,8 млрд грн. Кроме того, МИБ из прибыльного банка вдруг стал убыточным, а что, такое бывает – ещё на 1 января 2025 банк имел прибыль в размере 11,9 млн грн., а на 1 июня заявил убыток в размере 27,2 млн грн.
Конечно, это вызвало возмущение у Зеленского. И это дало карты в руки ГБР для расследований невыполнения условий санкций. Офис Зеленского намерен дожать и банк Порошенко, и Нацбанк. Уже поговаривают о новой кандидатуре вместо Пышного. Вполне возможно, что пост главы НБУ получит его зам – Дмитрий Олейник, для которого появится возможность доказать свою лояльность команде Ермака-Зеленского, несмотря на возникающие угрозы главарям киевского режима.
Никто в Киеве не рассчитывает на продолжительную работу на своих постах. Все ощущают себя временщиками, оттого и грабят, как будто живут последний день. Впрочем, почему «как будто»? Нынешняя Украина – не государство, а территория с режимом, обреченным на крах, существующая в режиме камикадзе. И все пытаются лишь успеть… Успеть наворовать и вовремя сбежать. Кому-то это удаётся, кто-то не успеет.
Член Совета Движения «Другая Украина» Александр Дудчак