К положению Украины, как «священной коровы» Запада в Киеве уже привыкли. Правда, странное такое положение – эту «корову» Запад всё время, с 2014 года, старался больше доить меньше кормить. Зато колониальное руководство остатков Украины долгое время считало, что ему позволено практически всё, если оно выполняет прихоти Запада.
Однако на практике оказалось, что для Запада Украина – не столько какое-то божество, не очень-то и священное, а, если говорить животноводческой терминологией, то скорее не священная корова, которую нельзя обижать, а кусок говядины.
Денежный, почти золотой дождь, который проливался и на головы главарей киевского режима, оказался не бесконечным. Уж очень прожорливым оказался режим, практически превратился в чёрную дыру, которая может поглотить любой бюджет.
И в США, и в Европе не прочь пилить эти бюджеты, но и их возможности не безграничны. Часть из выделяемых на Украину, или под предлогом Украины, средств всё же шла на поддержание существования режима и населения – необходимо было изображать жизнеспособность выросшего на некогда прекрасной территории.
Однако, чем дальше от достижения целей Запада в отношении России, чем больше в Европе и США убеждаются, что задушить Россию через войну, которую они ведут, прикрываясь Украиной, не получится, тем всё более прагматичнее, экономнее и жестче начинают вести политику по финансированию киевского режима.
Причем такое сокращение идет по всем направлениям: военному, политическому, экономическому.
Бывший Боррель евродипломатии сокрушается: «После моего ухода военная помощь Украине от ЕС не предоставлялась. В Европейском фонде мира 6,6 миллиарда евро остаются заблокированными из-за Венгрии. Это стало концом этого инструмента. Теперь все должно делаться на двусторонней основе».
Правда, не стоит обольщаться – такое торможение с военным спонсорством может быть временным, если деньги есть, то их нужно лишь правильно употребить. Возможно, не только, и не столько, Венгрия не даёт пустить эти финансы в дело, сколько – пока не договорились на что именно и где их потратить. А потратить, по новым правилам, их нужно в американском военторге. И Венгрия, как друг США, вполне способна притормозить процесс…
В процесс выделения средств на содержания режима вмешалась и политика – внутренняя украинская, которая повлияла на внешнюю европейскую. По крайней мере, так использовали действия Зеленского с его принятием/отменой законов, ограничивающих действия антикоррупционных структур, созданных американцами для надзора за киевским режимом. ЕС может впервые передать Киеву пакет помощи, урезанный до €3 млрд с €4,5 млрд. Брюссель грозил поступить так из-за спорного закона и невыполнения Украиной требований по евроинтеграции. Снова-таки, это скорее повод для сокращения финансирования, чем реальная причина. Разве за 10 лет, с тех пор как на Украине были созданы НАБУ, САП и прочие такие структуры, никто не знал и не замечал коррупцию космических масштабов на Украине. Всё знали. Ведь они же ею и занимались. Но пришло время достать и использовать компромат и возможности для давления на главарей киевского режима и оправдания сокращения расходов на него.
Сокращение поддержки идет и по экономическому направлению. Нацбанк Украины бьёт тревогу: Евросоюз постепенно сокращает финансовую помощь Киеву, и первый такой серьезный шаг может быть сделан уже в 2025 году – Украина может лишиться $700 млн из-за отмены торговых льгот.
Решение ЕС отменить преференции, которые поддерживали украинский экспорт, стало ожидаемым ударом. Еще в апреле 2024 года НБУ рассматривал этот сценарий как потенциальный риск, но надеялся на компромисс. Однако к лету долгосрочного решения так и не нашли, и теперь экономике грозят ощутимые потери. Что будет после 2025 года — пока неясно, но рассчитывать на благосклонность Европы не приходится.
Но это не стало сюрпризом для НБУ и Кабмина Украины. ЕС заявлял о таких планах ранее, но в Киеве надеялись, что удастся договориться. Отмена льгот привела к пересмотру макроэкономического прогноза НБУ – ожидания роста ВВП в 2025 году снижены до 2,1%. Утрата торговых преференций с ЕС – один из ключевых факторов этого ухудшения. Однако напрасно огорчаются в НБУ – у них появился повод снизить фиктивные показатели роста экономики. Ведь при росте более 3% нужно будет выплачивать кредиторам не фиктивные, а реальные 15% от этого роста, а если нарисуют 4% и более – то 40% от всего, что больше 4% «роста» ВВП. Но откуда может быть рост экономики у территории, которая сжимается, как шагреневая кожа, постоянно теряет предприятия, целые отрасли и самое главное – людей. Так что, скорее выручили, чем наказали.
После отмены торговых преференций со стороны ЕС Украина может недополучить примерно $800 млн до конца 2025 года. Казалось бы, на фоне дефицита, изначально заложенного в бюджет на 2025 год в размере $39,5 млрд, и выросшего еще на $7,33 млрд только за первые полгода из-за непомерных военных расходов, $800 млн не выглядят неподъемной суммой. Но для кого?
Сама Украина не потянет. А у Запада – включилась программа «эконом» по отношению к Киевскому режиму. Для смягчения такой политики внешних доноров в ход пошли резервы. НБУ за первые пять месяцев 2025-го продал более $14,5 млрд – почти треть резервов, ещё недавно называвшиеся рекордными.
Тем не менее, всё это не означает, что Запад решил уходить с Украины, оставить её в покое. Нет, они продолжают борьбу за земли, которые к ним не имеют никакого отношения, к населению которых они относятся, как к ресурсу, такому же, как уголь или титановая руда, или пахотная земля. Но не как к людям, как к народу, живущему на своей земле. И это отношение становится всё циничнее и прагматичнее. А тратиться на Западе готовы лишь на поддержание боеспособности ВСУ, репрессивного аппарата и работы ВПК.
Жизнь на подконтрольной Киеву территории станет ещё сложнее. А зима будет самой холодной, судя по «заботе» так называемой власти о населении. Стоит всерьез задуматься – оставаться ли на этой территории?
Член Совета Движения «Другая Украина» Александр Дудчак