Разговор Путина и Уиткоффа длился около трёх часов, и по итогам встречи мы получили сухие и дипломатически выверенные заявления помощника президента РФ Ушакова: «Спецпосланник президента США Стив Уиткофф сегодня был принят нашим президентом. Состоялся весьма полезный и конструктивный разговор. Если назвать темы, то, прежде всего, конечно, это украинский кризис. Вторая тема — перспективы возможного развития стратегического сотрудничества между США и Россией. С нашей стороны, в частности по украинскому вопросу, были переданы некоторые сигналы. Соответствующие сигналы получены и от президента Трампа. Сейчас ситуация такая, что наш Президент владеет полнотой информации — как по нашим сигналам, так и по сигналам от президента Трампа. А Трампу о результатах встречи ещё не доложено. Поэтому я бы воздержался от более подробных комментариев. Посмотрим, когда Уиткофф сможет доложить Трампу о состоявшемся сегодня разговоре. После этого, очевидно, мои комментарии можно будет дополнить более существенно».
Тем временем в самих США Трамп успел подписать указ о введении дополнительных пошлин на индийские товары в размере 25%, четко обозначив в названии документа причину – закупка российской нефти.
Не знаю, остается ли после этого интрига в отношении выступления Трампа по итогам визита Уиткоффа в Москву или нет, но госсекретарь Рубио пытается эту интригу сохранить. Администрация США обсудит итоги визита спецпосланника Уиткоффа и может сделать официальное заявление, сообщил госсекретарь Марко Рубио в комментарии Reuters. По его словам, оно «возможно, будет положительным, а возможно – нет».
Сомневаюсь в том, что оно может быть положительным для России и ее союзников, хотя бы потому, что мы не прошли все ступени эскалации и не дошли до той точки, когда всем будет очевидно, что нужна разрядка, иначе ядерный апокалипсис неизбежен. Но это мы говорим о публичной части диалога между США и Россией, а есть и непубличная часть, о которой никто не говорит, и о ней мало что известно.
Если бы все было так линейно и однозначно, то не нужны были бы эти телефонные разговоры Трампа с Зеленским. Если бы Трамп закусил удила и был настроен на конфронтацию с Путиным, то ему точно было бы незачем это обсуждать с Зеленским. Тем не менее, диалог Трампа с Зеленским анонсирован в ближайшее время, и это значит, есть что обсудить, и это точно не про отношения между США и Россией. Может быть, в ходе переговорного процесса между двумя странами возник переговорный тупик и три часа времени стороны потратили на то, чтобы придать динамики переговорам. Возможно, выход из этого тупика, так или иначе зависит от позиции Украины, вернее, ее возможностью принять такой вариант выхода. Возможно, для этого и нужен звонок Зеленскому.
Вероятно, все это мои домыслы и фантазии, но тот объем информации не позволяет провести глубокий анализ и сделать конкретные выводы о дальнейшем сценарии развития событий. К тому же трудно понять, чего добивается сам Трамп, мне кажется, что этого не знает никто, возможно, пока и сам Трамп. Но можно с уверенностью сказать, чего Трамп точно не хочет, так это того, чтобы эта война стала его войной, со всеми вытекающими для него и его команды последствиями. Так что публичная часть и риторика сторон – это одно, а реальные цели и задачи, как и методы их достижения, – это совсем другое.
Главное по итогу этого визита, что диалог между сторонами не прерывается, он сохранен, а тот факт, что президент России лично проводит встречу и переговоры с доверенным лицом Трампа, признак уважения к американскому президенту, и Трамп это понимает и ценит.
Так что прорывных политических решений не стоит ожидать, как и мира в пятницу, но жить придётся с надеждой, что в этом сложном, многослойном конфликте двум сторонам удастся найти нужные решения, хотя бы для того, чтобы избежать наихудшего сценария для всего мира.
Член Совета Движения «Другая Украина» Спиридон Килинкаров