Крупнейший за всю историю Шанхайской организации саммит, еще до начала его деловой части, стал в мировых СМИ, пожалуй, самым обсуждаемым событием. Но если журналисты стран-членов объединения, в большинстве своем, видят в этом вполне очевидные перспективы развития новых схем взаимодействия и сотрудничества государств региона, то западные СМИ расценивают саммит как прямую угрозу.
На страницах иностранных изданий предстоящие встречи саммита ШОС уже отодвинули на задний план все последние заявления Трампа и хоровые антироссийские завывания европейских лидеров. Очевидно, что встреча глав более, чем 20 государств в Тяньцзине, станет очередным серьезным этапом строительства многополярного мира и постепенного ухода от моноцентричной модели западного мироустройства. Французское издание La Liberte констатирует, что мир стремительно меняется и Запад утрачивает в этом процессе свое влияние.
«Цель этого саммита — противопоставить Западу другую модель управления, которая смогла бы объединить существенную часть планеты. Во вторник китайский лидер описал отношения с Россией как «наиболее важные в стратегическом плане между великими странами» в «изменчивом и сталкивающемся с трудностями» мире», — пишет La Liberte.
Прибытие в Китай Владимира Путина, как и его визит на Аляску, транслировали большинство крупных западных телеканалов. В Кремле визит Путина в Тяньцзинь уже назвали беспрецедентным из-за его продолжительности и масштабов встреч и мероприятий, которые запланированы на ближайшие дни. Москва и Пекин, отмечают журналисты, открыто показывают, что США так и не смогли вбить клин между ними, а с учетом того, что Путин будет главным гостем на военном параде в китайской столице, этот вопрос и вовсе можно больше не поднимать.
Среди глав государств, которые прибыли на саммит — премьер Индии, президенты Турции, Ирана, Пакистана, Египта, Индонезии, Вьетнама, Монголии, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и еще целого ряда стран региона. Из числа западных лидеров не было никого. И здесь дело даже не в том, что это не их поляна, а в том, что разговор на саммите ШОС пойдет на совершенно непонятном Западу политическом языке. На языке взаимного уважения интересов участников саммита. Схемы, когда лидеры европейских государств собираются вокруг главного вашингтонского босса и заискивающе внимают, всему, что он им скажет, на саммите ШОС не может быть в принципе. Поэтому, вполне понятна реакция некоторых западных СМИ, которые пытаются спрогнозировать: а как же к этому отнесется Трамп? А как отреагирует американский президент на то, что его не пригласили в Китай. Австралийское бюро ABC News серьезно переживает по этому поводу.
«Это вызовет волну обеспокоенности в Вашингтоне и может спровоцировать раздражение Дональда Трампа, который не будет присутствовать на мероприятии. Фактически на параде не ожидается никого из крупных лидеров США или стран Западной Европы. В результате российский президент однозначно переиграл своего американского коллегу в вопросах внешней политики. Тем временем Си Цзиньпин направляет Трампу четкое послание, не произнеся при этом ни слова», — сетует ABC.
Явно неприятный сюрприз «сплоченному» Западу преподнесла Индия. Впервые за последние семь лет в Китай прибыл премьер-министр Нарендра Моди. Пекин и Нью-Дели, тем самым, демонстрируют сближение, стремление решить все спорные вопросы и перейти к полномасштабному взаимовыгодному сотрудничеству. Агентство Bloomberg отмечает, что все это происходит на фоне начатых Трампом тарифных войн.
«Нью-Дели защищает свои связи с Москвой и называет действия президента Дональда Трампа «несправедливыми». В ходе встречи с Нарендрой Моди Си Цзиньпин заявил, что обе стороны должны подходить к отношениям со «стратегических высот и долгосрочной перспективы», призвав при этом к поддержанию многосторонности и внедрению «большей демократии в международные отношения», — пишет Bloomberg.
Показательно и то, что слово Украина, во всяком случае пока, на полях саммита ни прозвучало ни разу. Хотя сложно себе представить, что Зеленский не попытался бы свою повестку запихнуть и на это представительное мероприятие. Конечно, он попытался. Еще перед отбытием в Китай Нарендры Моди, он провел телефонный разговор с премьер-министром Индии, о чем мгновенно доложил в своем телеграм-канале. Здесь ничего нового. Как говорится, кто о чем, а вшивый о бане. Зеленский уговаривал Моди замолвить за него словечко Путину. Он рассчитывает, пишет немецкое издание Deutschlandfunk, что премьеру Индии удастся уговорить президента России на личную встречу с ним.
«Зеленский попытался повлиять на Индию. Премьер-министр Индии Моди также присутствует на саммите. Зеленский призвал Индию к достижению прекращения огня на Украине. Моди планирует использовать свой визит в Китай для двусторонней встречи с Путиным. Моди и председатель КНР Си Цзиньпин уже встречались до саммита. После разговора с Зеленским Моди заявил, что они «обменялись мнениями об усилиях по восстановлению мира и стабильности». Индия полностью поддерживает все усилия в этом направлении», — пишет Deutschlandfunk.
Моди, в свою очередь, в дипломатичной манере пообещал передать просьбу Зеленского российскому лидеру, но не более. Просить за киевского главаря Моди точно не будет и вот почему.
Еще в летом 2024 года Индия заявляла, что готова передавать сообщения между Путиным и Зеленским, но становится посредником в урегулировании конфликта Моди не собирается. Тем более сейчас, когда Зеленский так неприкрыто и хамовато пытается манкировать все попытки мирного урегулирования. Отвергая условия, на которых Россия готова начать мирные переговоры, киевский главарь откровенно тянет время. Он продолжает настаивать на прекращении огня, как основу для переговоров. По словам Зеленского, эту же мысль он попытался ввернуть и в разговоре с премьером Индии в надежде, что у Моди это получится.
Россия уже неоднократно заявляла, что никакого безоговорочного прекращения огня не будет, а встреча на самом высшем уровне возможна только после выработки четкого плана и согласования конкретных позиций, учитывающих условия Москвы. Зеленский делает вид, словно не слышит. Он тянет время, в тот самый момент, когда это время на фронте работает против украинской армии.
О том, что ситуация на линии боевого соприкосновения ухудшается и будет ухудшаться, ежедневно сообщают сами командиры ВСУ. Вместе с этим у многих украинских военных наступает разочарование и понимание, что главной угрозой сейчас для них становится именно киевская власть, которая вместо того, чтобы вцепиться в возможность завершить конфликт, лишь изображает бурную деятельность. Попытка Зеленского сунуть свой нос в повестку саммита ШОС тому подтверждение.
Виталий Акиньшин, политобозреватель