К 80-летнему юбилею окончания Второй мировой войны Запад, похоже, вновь готовится наступить на те же грабли. Уровень агрессивной риторики в адрес России уже давно превысил все допустимые отметки. Сколоченная наспех «коалиция желающих» словно испытывает терпение российского руководства, постоянно поднимая ставки. Большая часть европейских лидеров окончательно поражена метастазами новой войны. Почти восемь десятилетий страны Старого света изображали кто покаяние, кто видимость осуждения нацистской идеологии.
Десятилетиями они стыдливо опускали вопрос о том, что практически вся европейская промышленная мощь работала на военную машину Третьего рейха. Львиная доля произведенного там вооружения была отправлена на Восточный фронт против Советского Союза и в конечном итоге перемолота Красной армией. Десятилетиями, во всяком случае на постсоветском пространстве, существовала уверенность в том, что память о героическом подвиге Красной армии при освобождении европейских стран будет незыблемой. Находящемуся в здравом уме человеку даже в голову не могло прийти, что памятники и мемориалы более чем миллиону советских солдат, погибших за свободу Европы от нацизма, будут снесены, а сама история переписана и вывернута наизнанку.
Долгие десятилетия, празднуя ежегодно победу во Второй мировой, Европа стыдливо умалчивала свое непосредственное участие в войне на стороне гитлеровской Германии. Тогда им казалось, что поход на Восток будет для них легкой прогулкой, а СССР со своими территориями, промышленным потенциалом и природными ресурсами станет легкой добычей. Впрочем, уже с первых дней Великой Отечественной войны стало понятно, что безмятежной прогулки не получится. Когда же наступил перелом, и Красная армия начала стремительно теснить германские войска и их союзников вглубь Европейского континента, многие страны так называемой «оси» попытались, что называется, соскочить.
После смены власти в 1944 году от гитлеровской коалиции откололась Румыния, в 1945-м – Финляндия. Обе страны в итоге объявили войну Германии, но на тот момент это было, пожалуй, единственным шансом реабилитироваться. Потери, которые страны «оси» понесли, встав на сторону Гитлера, конечно, не идут ни в какое сравнение с потерями, которые в годы Второй мировой понесла Красная армия. Однако для самих государств, примкнувших к нацистам, это достаточно ощутимо. Например, та же Румыния за годы войны потеряла, по разным данным, от 300 до 520 тысяч солдат, Италия – от 150 до 400 тысяч, Венгрия – от 120 до 200 тысяч, Финляндия – 83 тысячи. Милитаристская Япония лишилась 1 миллиона 270 тысяч военных. И, похоже, что это ничему не научило европейские элиты.
Украина после развала СССР стала для реваншистов испытательным полигоном, где зерна национализма упали на благодатную почву. Германский опыт начала 30-х годов показал, что в сложной экономической и политической обстановке в стране, играя на чувствах нужды и ненависти, можно получить безграничную власть и возможности. Практически ту же схему Запад применил и на Украине.
Обещания райской жизни в Европе в обмен на строительство антироссии на территории Украины жители «незалежной» приняли за чистую монету. Истинные планы Запада стали понятны, когда прозвучали призывы воевать с Россией до последнего украинца. Маски были окончательно сброшены. Вступать самим в прямой вооруженный конфликт с современной Россией, обладающей одним из самых крупных в мире ядерных потенциалов, Запад откровенно боится. Сделать это руками украинцев им показалось вполне осуществимым. Однако, как и 80 лет назад, мечты европейцев вновь разбились о стойкость русского солдата. Не сумев добиться победы на поле боя, даже с учетом колоссальной военной и финансовой помощи, европейцы пытаются не мытьем так катанием, перевести конфликт в затяжную форму. У Старого света еще теплятся надежды, что победить Россию или, как минимум заставить ее согласиться на их условиях закончить конфликт, удастся в результате долгой войны на истощение. Но и здесь планы Европы явно идут вразрез с действительностью.
Очевидно, что сотни миллиардов евро, потраченных на войну, вызывают серьезное недовольство внутри самих европейских стран. Отказавшись от дешевого российского газа, европейские лидеры фактически обрушили собственные экономики. Зарываются крупные промышленные предприятия, растет безработица и, как следствие, социальное напряжение. Однако кучка европейских русофобов продолжает воинственную риторику. Явно путая причинно-следственные связи, ЕС во всех своих бедах винит Россию, постоянно рассказывая собственным гражданам о какой-то мнимой российской угрозе.
Что же касается истории Второй мировой, то СССР и Сталина в Европе они поставили в один ряд с нацистской Германией и Гитлером. Канцлер Фридрих Мерц уже абсолютно не стесняется в выражениях. Он открыто заявляет, что Запад должен экономически истощить Россию и Германия должна этому способствовать. Впрочем, планы европейцев Москве хорошо известны и понятны. Немецкие танки с крестами на бортах, спустя 80 лет, вновь появились на российской земле. Однако, как и 80 лет назад, они горят, превращаясь в груды дорого металлолома. Для европейцев это должно стать одновременно напоминанием и предупреждением, как пелось в известной песне: «Не воюйте с русскими»!
Виталий Акиньшин, политобозреватель