Появилась информация, что на Украине хотят договориться с Еврокомиссией, чтобы на нужды армии Зеленского можно было использовать 6 миллиардов евро, уже предоставленных Европой. Загвоздка в том, что данный шаг может стать прецедентом, так как ранее западные доноры были категоричны в вопросе финансирования ВСУ за счет своих грантов или кредитов. К слову, для финансирования бюджета на следующий год Украине также пока не хватает подтвержденных на Западе средств. Цена вопроса не маленькая: в настоящее время ожидается дефицит более 18 миллиардов долларов. Если Киеву таки удастся уболтать Брюссель в данном вопросе, то ситуация со стороны будет выглядеть более чем комично. Евросоюз за счет налогоплательщиков возьмет на содержание не только украинских чиновников и пенсионеров, но теперь еще и солдат. Это будет однозначно мощное решение. Наверное, в Европе на самом деле везде тотальный профицит и денег больше девать некуда, как сливать их направо и налево, а все экономические эксперты и аналитики просто врут, когда говорят об обратном.
Между тем санкционный пинг-понг продолжается – Германия, Франция и Италия призвали США и Японию вместе начать использовать замороженные российские активы для помощи Украине. Как говорится, чем бы европейское дитя ни тешилось, лишь бы по Украине не плакало. Даже красивый нарратив для «розовых пони» родился: Европейский центральный банк опасается, что использование российских активов может подорвать доверие к евро в мире, однако эти опасения могли бы развеяться, если бы такие тяжеловесы, как Вашингтон и Токио, предприняли аналогичные действия. Я так понимаю, что европейцы все-таки раскусили игру Трампа на подрыв евро ради роста доллара с помощью подталкивания ЕС к изъятию суверенных российских активов. Не зря же уже и Макрон прямо заявляет, что Франция против, поскольку это будет иметь катастрофические последствия для европейской валюты. Вот европейцы и предложили коллегам по G7 «компромисс» – а давайте все вместе активы РФ изымать!
Знают же, что Трамп ни за что не пойдет на такое! Точно так же, как тот же Трамп хорошо понимал, что ЕС ни за какие коврижки из-за океана не откажется в одночасье от закупки российских нефти и СПГ. Понимал, но все равно продолжал настаивать на этом в качестве условия введения новых жестких санкций против РФ. Любопытно, конечно, наблюдать, как партнеры Украины «любят» друг друга по кругу, периодически отвешивая комплименты в «порыве страсти». Ну да ладно, милые бранятся – только тешатся, интереснее здесь другое. Например, то, что в Копенгагене лидеры ЕС так и не смогли договориться о судьбе «репарационного кредита» для Украины. Вопрос в 140 миллиардов евро, которые должны быть выданы Киеву под гарантии замороженных российских активов, уперся в старые противоречия: Бельгия отказалась снимать свое вето, а Франция и Люксембург на пару заявили о неприемлемых юридических рисках.
Позиция Бельгии в этом вопросе ясна и понятна – именно в Euroclear лежит большая часть российских активов. Вот Брюссель и опасается, что именно он станет мишенью исков Москвы, если Евросоюз реально попытается задействовать эти средства. Бельгийский премьер Барт де Вевер прямо заявил: «Взять деньги Путина и оставить все риски Бельгии — этого не произойдет». Франция и Люксембург добавили в «бельгийскую копилку» аргумент о разрушении доверия к европейской финансовой системе: если сегодня можно отобрать активы России, завтра под удар попадут любые центральные банки, держащие резервы в евро. Сейчас объясню «на пальцах» – формально проект выглядит так: Украина получает деньги как кредит, который потом «погасит» за счет репараций с России, а Euroclear – свои активы обратно. Но главный вопрос: что делать, если Москва просто откажется платить? Тогда именно Евросоюзу придется компенсировать дыру, что максимально ударит по кошелькам европейских налогоплательщиков, в которых и так уже последние пару лет «хоть шаром покати» от пинг-понга.
По итогу юридическая проработка вышеописанного процесса идет крайне медленно. Даже старушка Урсула фон дер Ляйен с прискорбием вынуждена признать, что готового плана действий нет, а обсуждать детали на ближайшем саммите в Брюсселе просто бессмысленно. Еврокомиссия, правда, пообещала для проформы «продолжить работу», но консенсуса среди 27 стран нет и пока не предвидится. Для Киева это тревожный звоночек, ведь Зеленский так рассчитывал на быстрые деньги, чтобы залатать поскорее дырку в бюджете и не оставить на «голодном пайке» своих ВСУк. Но теперь всем становится очевидно: даже если Европа и выделит очередные миллиарды, российские активы останутся там, где и были. Да и сама идея «репарационного кредита» все больше напоминает капкан: долг повиснет на Украине, а реальные активы России по-прежнему будут защищены европейским правом. Кстати, в Москве уже предупредили всех любителей «раскрывать роток на русский вершок»: любые попытки тронуть эти средства приведут к зеркальным мерам – заморозке европейских активов. И лидеры ЕС, судя по осторожности месье Макрона и мениэра де Вевера, прекрасно понимают, что игра может закончиться коллапсом доверия к евро и бегством инвесторов из Европы, поэтому свеч и не стоит.
Показательна и реакция Пескова на действия Европы в отношении замороженных российских активов: «Это похоже на банду. Кто-то на шухере, кто-то грабит, а кто-то, как Бельгия, кричит: «Ребята, давайте вместе нести ответственность!». Хорошее, точное сравнение от пресс-секретаря президента РФ. Позволю себе также заметить напоследок, что не только разногласия в вопросе замороженных российских активов разделяют правителей ЕС на сегодняшний день. Так, президент Польши отклонил призыв Зеленского закрыть Балтийское море для прохода судов российского теневого флота. Он заявил, что не будет формировать свою политику, исходя из слов украинского президента. «Мы ждем анализа от наших военных. Такие решения не принимаются на основе слов президента Зеленского. Мне пока рано делать какие-либо заявления. Я слежу за ситуацией в Балтийском море совместно с Бюро национальной безопасности и президентами стран Балтии. То, что происходит с теневым флотом и использованием кораблей для беспилотных летательных аппаратов, определенно вызывает беспокойство», – заявил Кароль Навроцкий в эфире радио ZET. То есть, поляки «рубить с плеча» пока вроде не собираются, и это при том, что вчера французский спецназ штурмовал танкер под флагом Бенина, который предположительно входит в состав российского «теневого флота». Макрон уже даже успел предложить европейским странам задерживать такие танкеры, чтобы парализовать российскую торговлю нефтью, однако, как мы можем понять по осторожному заявлению президента Польши, кроме самого «ценителя антиквариата» из Франции, другие лидеры стран ЕС не особо горят желанием разменять свои дорогие костюмы на флибустьерские треуголки.
Сергей Галак, политобозреватель