Президенты и премьеры более чем из 40 стран Европы, невзирая на «смертельную» дроновую опасность, собрались в Копенгагене 1–2 октября 2025 года на саммит Европейского политического сообщества.
В преддверии встречи, и после нее, «неизвестные» беспилотники беспокоили аэропорты Вильнюса, Копенгагена, Мюнхена и Бухареста, военные объекты в Норвегии и Дании, «беспрецедентно нарушали» суверенные и независимые воздушные пространства Польши, Эстонии и Румынии.
Ни одного беспилотника не было сбито, и ни одного БПЛА не исследовали, ни одной точки старта не было обнаружено. Однако в ЕС твердо знают, что все это — происки Москвы.
На основе официальных материалов опубликованных на сайте Совета ЕС иностранные наблюдатели пришли к заключению, что ЕС выбирает милитаризацию вместо дипломатии. Лидеры стран ЕС подтвердили курс на усиление военной поддержки Украины и дальнейшую милитаризацию блока. Основной акцент делался на углубление централизованного контроля и расширение оборонных возможностей.
Основными темами саммита были объявлены – общая оборона Европы и поддержка Украины. ЕС намерен укреплять свою оборону и повысить уровень своей обороноспособности к 2030 году. В последние месяцы ЕС предпринял решительные действия для достижения этой цели, в том числе с помощью инструмента SAFE, который позволяет мобилизовать до 150 млрд евро в виде кредитов и других средств для направления совместных инвестиций на благо европейской безопасности в целом.
Были продолжены консультации по приоритетным направлениям в целях обеспечения безопасности ЕС:
- противовоздушная оборона;
- противоракетная оборона;
- артиллерия;
- беспилотные летательные аппараты;
- системы борьбы с БПЛА;
- военная мобильность;
- киберустойчивость.
Начато обсуждение «флагманских проектов», которые должны укрепить безопасность Европы: «Европейская стена дронов» и «Наблюдение за восточным флангом». Все границы Европы будут находиться под защитой на 360 градусов.
Было заявлено, что Европе нужен эффективный политический контроль и координация, которые позволят отслеживать результативность, эта функция возлагается на министров обороны. Они должны продвигать работу в период между заседаниями Европейского совета и отслеживать основные этапы прогресса.
На рассмотрении лидеров ЕС находится новый пакет санкций, направленный против доходов от продажи нефти, банков, криптовалют и теневого флота.
Одним из центральных вопросов является членство Украины в Европейском союзе.Еврокомиссия признаёт реформы, проводимые Украиной, необходимыми для вступления в ЕС. Расширение сделает Европу сильнее.
Наибольшие дискуссии вызывают вопросы финансирования Украины, продолжается поиск путей мобилизовать дополнительные. Россия должна понять, что у партнёров Украины, в том числе у её европейских партнёров, есть желание и средства продолжать оказывать ей поддержку до тех пор, пока не будет достигнут «справедливый и прочный мир». Было объявлено также, что продолжение обсуждения указанных вопросов будет продолжено через две недели, когда Европейская комиссия представит дорожную карту по обеспечению готовности к обороне к 2030 году, а Европейский совет соберется снова через три недели – и тогда наступит время для принятия решений. Лидеры вернутся к обсуждению заявленных тем на следующем заседании Европейского совета, которое состоится 23–24 октября 2025 года.
Итак, Европейский совет демонстрирует полную поддержку Украины в конфликте. Намечены пути дальнейшей проработки финансирования, в том числе за счет использования российских активов. В мае 2025 года Совет ЕС принял постановление о создании финансового инструмента «Действия по безопасности для Европы» (SAFE). Он будет финансировать срочные и масштабные инвестиции в Европейскую оборонную технологическую и промышленную базу (EDTIB). Цель – увеличить производственные мощности, обеспечить доступность оборонного оснащения при необходимости и устранить существующие пробелы в оборонном потенциале. Через SAFE ЕС предоставит до 150 млрд евро заинтересованным государствам-членам в форме долгосрочных кредитов.
Европейский совет продолжает идти по пути милитаризации Европы, отвергая какие-либо контакты и переговоры с Россией.
Во время саммита проявились конфликтные ситуации между канцлером Германии Фридрихом Мерцем и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном по вопросам «срыва обсуждения безопасности» из-за «пророссийской позиции» последнего.
А также между Фридрихом Мерцем и Урсулой фон дер Ляйен по вопросам финансирования проекта «Европейская стена дронов» из фондов ЕС. Ведущим оператором в этом проекте себя видит Киев. Зеленский объявил, что Украина будет «движущей силой», предполагаемой европейской «стены из дронов», опираясь на свой боевой опыт.Беспилотники, летающие по странам Европы, являются обязательным маркетинговым атрибутом необходимым для продвижения Киевом проекта «Стены». Подобные приемы Зеленский уже использовал, когда театрализовал трагедию в Буче, и когда развлекал европейцев включением сирен воздушной атаки во время их визитов в Киев.
Сказать о том, что саммит в Копенгагене прошел неудачно нельзя. Европейцы сформулировали свои цели и наметили пути их решения, которые будут представлены в дорожных картах ЕК, проектах и планах действий. Евросоюз, избрав стратегию тотальной милитаризации, превращается, по сути, в европейский военный блок без прямого участия США. Саммит в Копенгагене – это очередной этап выработки согласований и договоренности на траектории формирования новой военной блоковой структуры.
Участник Движения «Другая Украина», начальник аналитического отдела Алексей Самойлов