«Язык до Киева доведет», гласит древнейшая русская поговорка. Язык Дональда Трампа может довести его и весь мир до Третьей мировой войны. К разного рода агрессивным высказываниям главы Белого дома в адрес России можно было бы уже привыкнуть и не обращать на это серьезного внимания, но Трамп, как человек целеустремленный, очевидно, останавливаться не собирается. Диапазон его политических заявлений по конфликту на Украине и его скорейшего завершения был настолько широким, что понять истинные цели президента США уже практически невозможно. Очевидно, что Трамп постоянно пробует новые способы давления на Россию, чтобы закончить этот конфликт на условиях Запада.
История с передачей Киеву дальнобойных ракет «Томагавк», которую на Украине уже преподносят как практически решенную, получила новый импульс, что заставило Банковую заявлять о новой «перемоге». Общаясь с журналистами в Овальном кабинете, Трамп решил подогреть ситуацию и, в свойственной ему манере, заявил, что этот вопрос практически решен, но это неточно.
«Да, я вроде как принял решение, в целом, если подумать. Думаю, я хочу выяснить, что они с ними сделают — куда они их отправят, наверное. Мне бы пришлось задать этот вопрос. Та война никогда не должна была начаться — она бы никогда не началась. Там было принято настолько плохое решение. Я думаю, с обеих сторон, кстати. Но никто не выглядит хорошо в этой войне между Россией и Украиной – никто», – заявил Трамп.
Куда Зеленский может отправить американские ракеты с дальностью до 2-х тысяч километров – вопрос, конечно, требующий серьезного изучения! Вариантов, вероятно, по мнению Трампа, здесь может быть масса. Очевидно, что президент США таким образом подливает масла в огонь, в надежде, что руководство России на этот раз примет его условия и отступит. Ответ Москвы, в случае передачи Киеву ракет «Томагавк», себя ждать не заставит, считают многие эксперты и в России, и на Западе. Выступая на минувшей неделе на «Валдайском» форуме, Владимир Путин заявил, что система «Томагавк», хоть и мощное оружие, но уже достаточно устаревшее и российские ПВО смогут их сбивать, и ситуацию на поле боя это изменить уже не сможет. Что же касается двусторонних отношений России и США, то им, по словам президента России, может быть нанесен непоправимый ущерб.
«Применять «томагавки» без прямого участия американских военнослужащих невозможно. Это будет означать абсолютно новый, качественно новый этап эскалации, в том числе в отношениях между Россией и Соединёнными Штатами», – заявил Владимир Путин.
Что же касается Украины, то на Банковой уже празднуют победу, и это несмотря на то, пишет украинский телеграм-канал «Резидент», что в генштабе ВСУ никто не понимает «как их использовать». Впрочем, для украинской пропаганды это давно уже не имеет значения. Реальное положение дел на «земле» их не интересует.
«Для Банковой это символизм, главное получить их, что будет означать новый этап эскалации и участие Трампа в конфликте на нашей стороне. Андрей Ермак считает, что следующим этапом можно будет рассчитывать на финансовую/военную помощь от США», – пишет ТГ-канал «Резидент».
В Киеве уже начинают жадно потирать руки от предвкушения полномасштабного возврата США в украинский конфликт. И происходит это на фоне очередных разговоров в западных СМИ о «лютой» коррупции на Украине. Издание New York Times опубликовало материал, в котором говорится о коррупционных схемах, которые стали частью системы закупок вооружения украинской армией у своих же оборонных предприятий. Впрочем, стоит уточнить, коррупционными схемами New York Times их не называет. Журналисты лишь удивляются решениям украинских чиновников, причастных к закупкам. Большая часть расходов на оборонку Украина скрывает от своих западных покровителей, объясняя это военным положением. Это, по мнению издания, вызывает недовольство многих аналитиков, которые скептически относятся к якобы прогрессу Украины в борьбе с коррупцией. Проверки, которые за минувший год провели так называемые антикоррупционные органы, показали весьма своеобразный подход украинских властей к закупкам оружия.
«Одной из причин беспокойства государственных аудиторов, проверяющих военные расходы, является неоднократное предоставление Киевом контрактов без объяснения причин компаниям, которые предлагали более высокие цены, чем их конкуренты. Внутренние правительственные проверки, показывают десятки таких контрактов, подписанных в течение немногим более года, а также случаи несвоевременных или неполных поставок и предоплаты за оружие, которое так и не поступило», – пишет New York Times.
Удивительный вывод при этом делает американское издание: «Присуждение контрактов участникам, предложившим более высокую цену, само по себе не указывает на коррупцию».
И действительно! Ну какая же это коррупция, когда одно оборонное предприятие предлагает продукцию по одной цене, а заказчик, в условиях войны и дефицита средств, покупает оружие у другой по более высокой цене. Это, видимо, что-то другое, как любят говорить на Западе.
Государственные аудиторы, пишет New York Times, которые проверяли контракты украинского агентства по оборонным закупкам, в течение полутора лет никаких обвинений не выдвинули, хотя и составили отчет аж на 465 страниц. В обзоре указано, что выбирая производителей с более низкими расценками, Украина сэкономила бы почти 5,5 миллиардов гривен, это почти 130 миллионов долларов. А коррупции так и не увидели, хотя во всем мире такие схемы называются «контракт за откат».
Украина, пишет New York Times, «находится в самом разгаре военного эксперимента по закупке вооружений не у нескольких крупных, признанных оборонных подрядчиков, а у хаотичного круга из более чем 2000 поставщиков оружия». Большая часть из этих предприятий – это «стартапы» в области оборонных технологий, а другие и вовсе небольшие подвальные мастерские.
«В ходе проверок были выявлены многочисленные контракты, которые привели к задержке или неполным поставкам, а также случаи, когда были произведены предоплаты, но компании не смогли поставить оружие. Они выявили контракты, подписанные с компаниями, которые не удосужились предварительно проверить, действительно ли у победителей были производственные площадки, такие как подходящие подвальные мастерские», – пишет New York Times.
Конечно, при таком огромном количестве подрядчиков возможны любые коррупционные схемы, а отследить их физически невозможно. Как следствие, выясняется, что огромная часть продукции таких предприятий не пригодна или не соответствует требованиям заказчика. Но, по фантастическому стечению обстоятельств, коррупции здесь украинские проверяющие органы не обнаружили.
Виталий Акиньшин, политобозреватель