На фоне очередного фиаско Зеленского в Белом доме и попыток европейской «своры» наполнить каким-то содержанием киевскую пустышку, куда-то на второй план ушла тема не менее важного для США и ЕС противостояния. Как-то вдруг «замылилась» вероятность начала большой торговой войны между Пекином и Вашингтоном. Очевидно, что больнее всего торговое противостояние «рикошетом» ударит именно по европейцам и их неудержимому желанию продолжать конфликт на Украине, так как Трамп может окончательно замкнуться на решении внутренних проблем.
Как и в процессе с урегулированием украинского кризиса, в противостоянии с Китаем Трампа продолжает сильно штормить. Громкие заявления о драконовских тарифах на китайские товары сменяются резкими откатами и даже заигрываниями с китайским лидером. Затем все повторяется снова и снова.
В отличие от Вашингтона, Пекин в этом противостоянии занимает достаточно четкую и последовательную позицию. Британская газета The Financial Times вышла с публикацией, в которой с уверенностью заявляет, что Китай хорошо подготовлен к торговой войне с США и находится в более выигрышном положении. Несмотря на то, что Пекин и Вашингтон продолжают обмен взаимными претензиями, именно Трамп сейчас ищет возможность определенного компромисса. В качестве подтверждения издание приводит заметное смягчение в позиции и заявлениях главы Белого дома. Например, Трамп назвал неприемлемыми 100-процентные пошлины, а председателю Си Цзиньпину выразил свое восхищение, назвав его «высокоуважаемым».
«Стремление Америки к компромиссу, вероятно, отражает начинающееся осознание того, что если обе стороны действительно начнут обмениваться ударами, то именно Китай имеет больше шансов повалить своего противника на настил ринга», – пишет The Financial Times.
Начиная большой «наезд» на Китай, Трамп вероятно полагал, что США находятся в более выгодной для экономического противостояния ситуации. Суть ее заключалась в том, что Америка покупает у Китая гораздо больше товаров и сырья, чем Китай у Америки, и у Трампа больше рычагов влияния. Но, копнув глубже, становится понятно, что ситуация для США оборачивается прямо противоположной стороной. Дело в том, пишет издание, что Вашингтон вряд ли сможет легко и быстро заменить все товары, которые Америка покупает у Китая. По некоторым позициям Китай и вовсе занимает доминирующее положение среди остальных мировых поставщиков.
«Наиболее очевидной категорией являются редкоземельные и критически важные минералы, экспорт которых Китай сейчас угрожает жёстко ограничить. США знают, что если эти новые ограничения вступят в силу в декабре, как угрожает Китай, то вскоре некоторые американские производственные линии остановятся. Напоминая, что редкоземельные металлы, в том числе, массово используются при производстве оружия», – пишет FT.
Если торговое противостояние будет усиливаться, то Трамп не сможет быстро найти замену и китайскому химпрому. Как пишет FT, КНР сейчас является единственным поставщиком ключевых химических веществ, используемых США для «производства фармацевтической продукции, включая антибиотики и лекарства для лечения сердечных заболеваний, рака и аллергии». Издание ссылается на последние аналитические исследования, которые показали, что почти 700 лекарственных препаратов, используемых в США, имеют в своем составе ингредиенты, которые производятся только в Китае. В случае вооруженного конфликта из-за Тайваня, пишет FT, Китай сможет достаточно быстро оказать серьезное давление на экономику США.
«Учитывая важность редкоземельных элементов для ключевых военных систем, в том числе истребителя F-35, последствия для любой войны могут быть весьма прямыми», – пишет FT.
Отвечая на вопросы журналистов в Белом доме, ясности своей позиции Трамп так и не прибавил. Если суммировать все, что он сказал о текущем положении дел в отношениях КНР, то получается следующее:
Китай будет платить импортные пошлины в размере 155%, но, скорее всего, стороні договорятся;
США могут прекратить поставки запчастей для самолетов в Китай. Но, при этом, Трамп может посетить Поднебесную уже в следующем году.
В то же время, Трамп хорошо понимает, что для Китая очень важны полноценные и честные партнерские отношения с Россией в самых разных областях. Руководство КНР не раз об этом заявляло. И, прежде всего, это касается поставок в Китай углеводородов. Попытка надавить на Пекин и заставить отказаться от российской нефти вызвала в КНР крайне негативную реакцию. Как видно из раскладок западных СМИ, позиции Вашингтона уже давно не те, чтобы диктовать свои условия. Попытки повлиять на Москву в украинском кризисе через КНР с позиции силы провалились, как и многое другое.
Попытки вбить клин в отношения России и Китая предпринимались США и ЕС с завидным постоянством. Сближение в рамках БРИКС, ШОС и просто двусторонних отношений явно идут вразрез с однополярной моделью мироустройства, которая для США уже давно стала самоцелью. С подачи США кардинально ограничив закупку российских углеводородов, европейские поджигатели войны на Украине пытались максимально ослабить экономическую мощь России. Как следствие, свести на нет все успехи российской армии в зоне проведения СВО.
Украинская пропаганда под западную дудку продолжает обвинять всех, кто не помогает деньгами и оружием Киеву, обвинять в работе на Россию. И такая модель вполне устраивает и сегодняшнее руководство Белого дома. Трамп, заявляя о желании скорее завершить конфликт на Украине, играет в одни ворота. Его, как предпринимателя, интересуют не Китай, не Россия, и уж точно не Украина. Его интересуют выгодные для США контракты. Вот только Китай, похоже, такие правила игры не устраивают. И пока Киев делает все, чтобы продать Украину подороже своим западным кураторам, Пекин сохраняет взаимовыгодные братские отношения со своими соседями.
Виталий Акиньшин, политобозреватель
 
                     
                 
                 
                 
                 
                 
                    