В Красноармейском и Купянском котлах ВСУ стремительно теряют личный состав. Как сообщают различные источники, в Красноармейско-Димитровской агломерации в рядах украинской армии творится полный хаос. Когда есть такая возможность, боевики ВСУ пытаются сохранить себе жизнь и сдаются в плен. Сообщается, что в Димитрове (украинское название Мирноград – прим. Ред.) сразу 25 военнослужащих 38-й бригады морской пехоты ВСУ, оказавшись в полном окружении, сдались в плен. Это произошло после того, как к ним в руки попали листовки с подробной инструкцией, где и как можно это сделать. Тех же, кто еще верит в обещания Зеленского и Сырского, что их спасут, деблокируют и выведут из окружения, сейчас перемалывает российская артиллерия и штурмовые группы.
Впрочем, вполне закономерная гибель большого числа украинских военных в образовавшихся котлах – не единственная причина резкого и очень болезненного для ВСУ сокращения личного состава. Глядя на плачевное положение на фронте и сказочные бредни, которые несет руководство киевского режима, украинские солдаты драпают с ЛБС, как только появляется такая возможность. Масштабы дезертирства в ВСУ достигли колоссальных значений. И говорят об этом именно украинские источники. Насильно мобилизованные и практически не подготовленные к боям украинцы отказываются погибать в котлах неизвестно ради чего/кого. Украинские военные аналитики бьют тревогу, заявляя, что ВСУ ежедневно сокращаются на почти 700 человек.
«В нынешних условиях это эквивалентно численности одного батальона», – пишет украинский военный эксперт Роман Пономаренко.
Депутат Рады Игорь Луценко, описал этот процесс еще более доходчиво.
«Каждые две минуты из нашей армии убегает человек. Пока вы дочитаете этот пост, на лыжи встанет еще один боец», – написал он в соцсети.
В Киеве эта тема находится под жестким запретом. Украина не просто сталкивается с кризисом мобилизации, отметили сразу два западных издания, The New York Times и Financial Times, она теряет армию изнутри. Украинцы откровенно не хотят воевать/погибать, пишут издания. Те же, кто был насильно мобилизован, стараются «встать на лыжи» еще по пути к линии боевого соприкосновения. Британская Financial Times пишет о тяжелой ситуации, которая складывается из-за этого на фронте.
«Фронт, растянутый на тысячу километров, становится всё тоньше. Помимо недобора, Киев также сталкивается с ростом числа дезертирств. Многие уходят в СЗЧ еще до прибытия в части. Украина теряет Покровск из-за нехватки людей, но попытка удержать его любой ценой, лишь усиливает нежелание мужчин служить. В результате численность сухопутных войск не увеличивается, а сокращается», – пишет издание.
Это уже давно вышло за рамки каких-то частных случаев, пишут украинские источники. Дезертирство стало системой в рядах ВСУ. Киев практически истощил свой мобилизационный ресурс. Издание The New York Times рассказывает о городе Вилково Одесской области, который в результате мобилизации, практически полностью остался без мужского населения.
«Женщины, старики и мужчины, которые стараются не выходить на улицу без необходимости, рассказывает местный житель Иван. Его задержали для отправки в армию, но он сбежал с учебной базы и теперь прячется дома. Вилково становится символом страны, где мужчины не живут, они прячутся», – пишет издание.
Сам факт того, что на эпидемию дезертирства обратили внимание ведущие западные СМИ, говорит о том, что дело приобретает масштабы катастрофы и, в первую очередь, с военной точки зрения.
Плотность украинских сил, пишет Financial Times, уже настолько мала, что некоторые участки фронта фактически охраняются только беспилотниками. Октябрь 2025-го года стал рекордным по самовольному оставлению частей – больше 21 тысячи человек.
И вот, в этой ситуации украинские власти не придумали ничего умнее, как ужесточить условия мобилизации. Обладатель, пожалуй, самой жидкой каши в голове, мэр Киева Виталий Кличко, предложил в очередной раз снизить призывной возраст. Теперь с 25 до 22 лет. По мнению бывшего боксера, это нужно сделать, поскольку, оказывается, есть «огромные проблемы» при наборе новых солдат! Мужчины мобилизационного возраста, почему-то, активно уезжают за границу. В интервью изданию Politico украинских граждан Кличко называет «человеческим ресурсом».
Главный редактор киевской радиостанции Ирина Сампан и вовсе предлагает готовиться к бесконечной войне с Россией. Она заявляет, что необходимо заняться тотальной милитаризацией украинского общества.
«Учить воевать нужно с детства или, даже с рождения», – говорит она.
«Война – это постоянное состояние нашей жизни. Так было, есть и будет. Нам нужно жить, постоянно помня о войне. Тотальная мобилизация и милитаризация должны были начаться давно. Если бы с детства обучали военному делу, к 2022 году у нас было бы намного больше подготовленных людей», – заявила Сампан.
Говоря «нам», Сампан, конечно же, имеет в виду «вам». Очевидно, что ни сама пропагандистка, ни Кличко идти на вечную войну с Россией не собираются. Они уверены, что один так и будет сидеть в мягком мэрском кресле, а другая в теплой киевской радиостудии, и оттуда будут вести свою «вечную» войну с Россией. Что ж, вполне удобная позиция диванного воина. Но кто знает, до каких мобилизационных безумств доведет киевских главарей жажда сохранения власти. Глядишь, и те, кто сейчас так топит за мобилизацию и вечную войну, окажутся брошенными на передовой в очередном котле.
Виталий Акиньшин, политобозреватель