На первый взгляд, место, куда мы прибыли еще засветло, это обычный прифронтовой гараж, коих в зоне боевых действий десятки и десятки. УАЗы, квадроциклы. И только по надписям на стенах можно понять, что это «Эспаньола». Логотипы футбольных клубов вперемешку с оружием и боеприпасами. С группой подвоза 88-й разведывательно-диверсионной бригады Добровольческого корпуса и ее командиром с позывным «Розарио Агро» выдвигаемся на самый передний край, где работает сейчас «Эспаньола». Пункт назначения – Часов Яр.
Интересуемся: «Командир, а какая задача?»
«Мы сейчас с пацанами выезжаем. Будем производить ротацию – раз, и проверка постов – два. Сначала едем на ноль, потом километра четыре – пять будем двигаться пешком по лесополосе», – поправляя бронежилет отвечает командир «Эспаньолы».
Еще несколько секунд суеты и звучит команда «Все! По машинам!»
Отражаясь от бетонных стен, звучат хлесткие щелчки автоматных затворов. Дальше, практически в полной темноте, пока не взошло солнце, наш УАЗ «Патриот» со снятыми дверями выскакивает на фронтовую дорогу в направлении Часова Яра. Густой туман на маршруте шансов добраться до места целыми, конечно, серьезно прибавляет. Но именно в эту погоду артиллерия с обеих сторон работает особенно интенсивно. На ноле спешиваемся. Дальше несколько километров пешком, через подстриженный осколками лес, по узким тропинкам. В этот момент слышно, как начала работать артиллерия союзников. Выстрелы слышны, где-то за спиной, а снаряды пролетают над нами и ложатся далеко впереди.
«В данный момент», –говорит зам по бою бригады «Эспаньола» с позывным «Булай». –«Мы идем в центре артиллерийской дуэли. С одной стороны – работают наши, с другой – противник».
Налегке на передний край никто не ходит. Даже командир. В доставке грузов на ЛБС участвуют все. На себе боеприпасы, ФПВ-дроны, комплектующие, продукты питания. Где-то на середине пути, в посеченном снарядами лесу, делаем привал. Как раз в этот момент к нам навстречу выходит еще одна группа бойцов «Эспаньолы». Это такелажники. На их плечах лежит, пожалуй, самая физически тяжелая и всегда опасная работа. Именно поэтому сюда берут самых выносливых и крепких бойцов.
«Это элита»,– объясняет «Розарио Агро».–«Чтобы вы понимали, на них самая главная задача, это вовремя принести продукты питания ГСМ и, самое главное, рабочий инструмент, это птицы».
Но времени на долгие разговоры нет, и обе группы продолжают движение каждая в своем направлении.
«Все, парни! Двинули», – командует зам по бою 88-й бригады.
Спустя еще час пути сквозь туман начинают проявляться руины Часова Яра. Фактически стертые с лица земли кирпичные постройки. Вывороченные взрывами деревья и гигантские воронки от фугасных авиабомб. Буквально на каждом шагу противопехотные мины и неразорвавшиеся снаряды. В самом городе передвигаемся на расстоянии, необходимом для безопасности.
«Туман, конечно нам в помощь», – говорит командир «Эспаньолы».– «Но ФПВ дроны противника в последнее время летают и в такую погоду».
Сам же Часов Яр буквально завален сожженной техникой украинских нацистских формирований. Зрелище, которое не может не радовать глаз. На бортах подбитых украинских и западных бронемашин, фашистская свастика, белые кресты и символика нацбатальонов ВСУ.
«Вот так она вся будет гореть. Это работа наших пацанов. Всех наших пацанов, которые здесь на Часов Ярском направлении», –рассказывает командир 88-й РДБр «Эспаньола».
Сейчас бригада Эспаньола работает на одном из самых сложных направлений. Сжигает технику и опорные пункты противника в районе Константиновки, помогая подразделениям Минобороны России освобождать от нацистов населенные пункты Донбасса. Густой туман, как говорит оператор разведывательного БПЛА 88-й бригады с позывным «Бык», не повод сидеть без дела. В такую погоду, по его словам, работают на малых высотах, каруселью со смежниками. Взлет «Мавика» каждые полчаса. Противник, все еще пытается проникать в Часов Яр, пытается наносить удары ФПВ дронами. Поэтому, внимание здесь к каждой мелочи.
«Смотрим, ищем точки вылета операторов БПЛА противника и саму живую силу противника в разрушенных домах. Бывает ДРГ заскакивают. По туману, частенько, да», –не отрывая глаз от экрана монитора, рассказывает командир расчета БПЛА с позывным «Бык».
Погода в это время года здесь очень изменчивая. Густой туман улетучился всего за несколько минут и теперь, чтобы добраться до соседней позиции ФПВ дронов, приходится передвигаться быстрее, и очень внимательно смотреть и слушать небо. Короткие автоматные и пулеметные очереди со всех сторон – тому подтверждение. Как только прояснилась погода, противник мгновенно поднял в небо десятки дронов-камикадзе. Как только появилось погодное окно – к работе подключились и наши ФПВ расчеты.
«Этот камикадзе особый», – предупреждает «Розарио Агро».
На его подвесе большой кумулятивный привет националистам лично от командира бригады. Правда прочитать надпись – «От Эспаньолы» – противник прочитать не успеет.
Цель оператор ФПВ-дрона находит уже через несколько минут. Это накрытое маскировочной сетью артиллерийское орудие ВСУ. Дальше, дело техники. Мгновение и оператор, стиснув зубы тихо произносит: «На, жри, тварь! Бам! Что? Попал? Да, попал!»
Оператор ФПВ с позывным «Иля» на сегодняшний день один из самых результативных в 88-й бригаде. И это несмотря на то, что ему всего 18 лет. На фронт пришел добровольцем. Он сам футбольный болельщик, поэтому выбрал для себя «Эспаньолу». И был немало удивлен, когда услышал в СМИ, что их бригады, якобы, не существует.
«За “Эспаньолой” я давно следил, за этой бригадой. Мне очень нравилась. Очень нравился их дух, их сила воли. Решил пойти в эту бригаду. Ходят слухи, что “Эспаньолы нет”, но, как вы видите, мы здесь, мы работаем, мы бьем врага. Не даем ему ни продвинуться, ни дыхнуть даже. Один за всех и все за одного», –рассказывает он.
Артиллерию бригады, застаем за работой. Серьезный туман для артиллеристов не проблема. В хорошую погоду, когда есть разведанные цели, работают ним. Когда нет погоды, работают по целям дежурным. Там в нескольких километрах впереди в одном из населенных пунктов, на Дружковском направлении, идет штурмовая операция. Гаубица Д-30 работает по координатам штурмовиков, пробивает им дорогу вперед. Перемалывает опорные пункты и укрепления противника. Артиллеристы работают как хорошо отлаженный часовой механизм. Выстрел доклад, корректировка. По мере продвижения штурмовиков, они перекладывают огонь все дальше и дальше. Работы очень много, рассказывает заряжающий гаубицы Д-30 с позывным «Сява-88».
«Здесь очень интенсивная работа. Нет простоев орудия. Нет такого, что нет целей. Цели есть каждый день и в день мы отрабатываем по несколько раз. Это хорошо, это радует, поднимает боевой дух любого бойца», –говорит артиллерист.
88-я разведывательно-диверсионная бригада «Эспаньола» Добровольческого корпуса создавалась как боевое подразделение, состоящее из футбольных болельщиков. Сейчас в ее составе добровольцы со всей страны. И все больше сюда приходят профессионалы, имеющие серьезный боевой опыт.
«У нас не только футбольные фанаты. У нас много представителей разных. У нас есть и из “Русской общины”. У нас есть и профессора, и доктора наук, и депутаты Госдумы. Все, кто хочет сейчас здесь воевать за свою семью, за свое государство. У нас наши двери открыты для всех. Сейчас, не поверите, очень много с Вагнера идут к нам в боевое подразделение. Почему? Потому, что мы даем результаты, а это самое главное. Когда все вместе, единая команда Добровольческого корпуса. Это и есть боевая машина России, которая двигается и сметает врага на своем пути», –рассказывает командир 88-й РДБр «Эспанбола» с позывным «Розарио Агро».
А там, где есть успехи, там и боевые награды. И особенную ценность они приобретают, когда вручаются на передовой. Под выстрелы артиллерийских орудий. Под боевой клич: «За Родину! За “Эспаньолу”!»
Виталий Акиньшин, военный корреспондент