«Редкая птица долетит до середины Днепра», почти двести лет назад писал Николай Васильевич Гоголь. Современные «военные» птицы, разведывательные и ударные дроны Днепр перелетают и наносят удары в глубине территории. По руслу древней русской реки проходит передовая. Узкие проходы, замаскированные наблюдательные пункты и огневые точки прямо на побережье. Стволы автоматов и пулеметов бригады «Днепр» Добровольческого корпуса здесь, на Херсонском направлении, направлены на водную гладь. Весь левый берег Днепра фактически один большой укрепрайон. Боец разведывательно-штурмовой бригады «Днепр» Добровольческого корпуса с позывным «Иж», говорит, их задача не допустить переправы диверсионных групп противника на левый берег реки. Принять бой они готовы в любой момент.
«Ночью также берег, воду просматриваем, чтобы ночью не прорвался противник. Выявляем, если вдруг какая-то теплая сигнатура просматривается, передаем и принимаем меры по уничтожению врага»,— говорит боец с позывным «Иж».
Противник, рассказывают бойцы, на той стороне Днепра сидит в глухой обороне. Работает в основном ФПВ-дронами из тщательно замаскированных укрытий. Задача бригады «Днепр» — вскрывать эти укрытия и уничтожать всеми имеющимися средствами. Применяют порой совсем нестандартные, но эффективные виды вооружения. Такие как установка «Партизан». По сути, это снайперский вариант «Града». Одна направляющая, один снаряд. Старший артпозиции с позывным «Грейв» после каждого выстрела вносит поправки, корректирует огонь расчета. Кажется, что цель на том берегу для него — это лишь набор математических расчетов. Но только на первый взгляд.
«Каждый снаряд, а выход я здесь слышу, он довольно громкий, я мысленно сопровождаю в надежде, что каждый из них поражает цель. Если даже не попадает в нашу цель, рядом он кого-то накрывает»,— рассказывает боец с позывным «Гейв».
Командир артиллерийской батареи с позывным «Печенег» говорит, что большая водная гладь вносит свои особенности в работу артиллерии. Реактивный снаряд «Партизана» над сушей и над водой ведет себя по-разному. И это усложняет работу.
«На нашем направлении особенности в том, что нас с противником разделяет река. Метеоусловия бывают сложные для работы, потому что воздушные массы на ракету влияют. И проходя над водой ракета может отклониться от курса. Но в пределах допустимого. Ну и особенность такая, что противник тщательно прячется в домах, в укрытиях, в подвалах»,—рассказываеткомандир артбатареи.
В подвалах зачастую вынуждены прятаться и местные жители на левой стороне Днепра. Это поселок Днепряны. Воды и электричества здесь нет уже почти два года. Как только восстановительные бригады ремонтируют электросеть, ВСУ тут же наносят по ней удар. Мстят мирным за то, что не ушли, остались. Этого человека зовут Петр. Все его хозяйство — небольшой огород да несколько собак. С едой и водой помогают наши бойцы. В остальном надежда только на Бога, говорит Петр.
«Молюсь, батюшка! Молюсь! Иду куда-то — молюсь. Ложусь спать — тоже молюсь. На Всевышнего наша надежда! Потому что жизнь — это основное, а ее основное составляющее — это здоровье»,— говорит житель Днепрян.
Не имея возможности наносить серьезные удары по нашим позициям, противник все больше старается бить по путям подвоза. Поэтому самым опасным сейчас является именно передвижение. Чтобы попасть к минометчикам, двигаемся на максимально возможной скорости. Затем еще пару километров пешком. Вдали слышно, как наши бойцы пытаются сбить очередной вражеский дрон. Дальше все начинает происходить с какой-то бешеной скоростью. Разведка вычислила место взлета украинского БПЛА. Минометчики бригады «Днепр» в считанные минуты разворачивают и наводят орудие. 120-миллиметровые мины улетают на позиции противника одна за другой. Для миномета какой-то немыслимый темп стрельбы. После того как на правый берег Днепра ушел последний снаряд, расчет спешно покидает позицию. Противник обязательно откроет ответный огонь. В узком блиндаже пока пережидаем ответный налет вражеских БПЛА, мы передали минометчикам письма, которые написали им дети, ученики одной из школ города Орска Оренбургской области. В маленьких конвертах детским почерком слова благодарности и поздравления с Новым годом. В этот момент в блиндаже наступает полная тишина. Читая детские письма, бойцы вспоминают и о своих семьях.
«Мы гордимся тобой и твоими подвигами. Желаю тебе крепкого здоровья. Мы знаем, что ваша служба помогает сохранить мир и безопасность для нас всех»,— аккуратно выведено на одном из тетрадных листков.
Мы же, переждав налет ударных дронов, перемещаемся на позиции БПЛА бригады «Днепр». Попасть туда оказалось еще сложнее. Подразделение ударных и разведывательных дронов находится на самом переднем крае. Специфика их работы такова, что чем ближе они к противнику, тем эффективнее применение БПЛА. Небо, говорит командир роты БПЛА с позывным «Купец», на Херсонском направлении за нами, поэтому работают по противнику на упреждение.
«Если кто-то из соседей, тут не только мы стоим, обнаруживает цель, туда летят все. 20, 30, 40 ФПВ, пока цель не будет уничтожена. В основном, разбираем их укрепрайоны, находим артиллерию, уничтожаем», — рассказывает командир роты.
Каждый из этих бойцов, что сейчас закрывают левый берег Днепра, говорят командиры, ждет лишь приказа и готов переправиться на тот берег в любой момент. В шутку рассказывают, что даже присмотрели себе ВСУшные блиндажи. Бригада «Днепр» Добровольческого корпуса — казачья бригада, и казачий дух присутствует здесь во всем. На вопрос, а где шашки и папахи, ответ однозначный: «Наши шашки сейчас — это автоматы и артустановки «Партизан».
Виталий Акиньшин, военный корреспондент