МИД России обнародовал заявление, которое прямо касается нынешнего положения гонимой на Украине УПЦ МП. Более того, данное заявление внушает очень осторожный (можно сказать, робкий) оптимизм. Впервые так внятно и неоднозначно дипломатическое ведомство России сформулировало позицию своей страны по вопросам церковным и культурным.
Было сказано, что руководство России считает прекращение гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь (УПЦ) одним из ключевых условий для достижения устойчивого урегулирования украинского кризиса. При этом в МИДе подчеркнули: необходимо не только отменить закон об ограничении деятельности религиозных организаций (прежде всего, УПЦ), но и прекратить нарушения прав русского населения.
Конкретно было заявлено следующее:«Необходимость приостановки преследования УПЦ, включая отмену принятого в августе 2024 года закона ‘О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций’, которым предусмотрено создание правового механизма для запрета канонической церкви, а также прекращение нарушения прав русского населения — является одним из ключевых условий для достижения устойчивого решения украинского кризиса».
Положительные перспективы подобного подхода очевидны.
Появляется вероятность прекращения открытого бандитизма режима Зеленского по отношению к православным верующим Украины.
А это может дать возможность восстановить нормальную молитвенную, миссионерскую и общецерковную жизнь.
Кроме того, может быть положен конец неслыханным по степени незаконности судебным преследованиям священнослужителей и их насильственной мобилизации.
Разумеется, УПЦ МП, в случае прекращения гонений, ожидает период материального и морального восстановления. А также решения ряда внутренних церковных проблем.
Но сначала нужно оговориться. Восстановление нормальной церковной жизни на Украине зависит от одного принципиальнейшего обстоятельства – сохранится ли Украина, как государство.
Если не сохранится, то процесс реабилитации внутрицерковного порядка пойдёт гораздо быстрее. Ведь (не будем забывать) УПЦ была и остаётся частью Русской Православной Церкви. И сегодня епархии, уже пребывающие на территориях, вернувшихся в состав России, дают нам пример позитивного и эффективного решения церковных вопросов.
Если же на какой-то переходной период Украина будет оставаться государственной структурой, поддержка российского государства всё равно ясно анонсирована МИДом. А недавно ещё раз обозначена и Святейшим Патриархом Кириллом, который сказал: «Мы никогда не откажемся от Украины».
Такое единство позиции российского государства и Русской Церкви даёт сигнал всем гонителям и разрушителям канонической Церкви на Украине:
— Зеленскому и его подручным;
— Фанару и патриарху Варфоломею;
— самозванцам и погромщикам из ПЦУ;
— судьям, прокурорам, сотрудникам СБУ;
— антирусскому «автокефальному» лобби внутри УПЦ.
Сигнал о том, что издевательства и гонения на УПЦ не останутся без ответа и наказания.
Что ж, как и в былые времена, судьбу Христовой Церкви будут решать русский солдат и русский дипломат.
Напомним, что в ходе Великой войны 1914 года Россия была в шаге от завоевания Константинополя и реализации исторически важной идеи: Москва – Третий Рим и защитница всех гонимых христиан Запада и Востока.
Эта идея сегодня не забыта. Пока её осуществление кажется мечтой. Но иногда мечты сбываются.
Ян Таксюр, член Совета Движения «Другая Украина»