Дорога на позиции артиллеристов отряда «Барс-27» Добровольческого корпуса пролегает сквозь разрушенные окраины Артемовска. От точки выгрузки до орудия пешком. Буквально со всех сторон слышны автоматные и пулеметные очереди. ФПВ дроны противника, говорят наши бойцы, научились летать даже в условиях низкой облачности и густого тумана. Впереди, на Славянско-Краматорском направлении силы корпуса ведут наступательные действия, и поддержка штурмовых групп артиллерией, может понадобиться в любой момент. Уже через пару сотен метров слышится команда:
«Прицел 649-314, по готовности один огонь».
Оглушающий грохот 122-миллиметровой гаубицы Д-30, гулким эхом разносится по разрушенному району. Артиллерия «Барс – 27» работает в любую погоду, как только приходит сама цель. После выстрела корректировка короткая и снова начинается работа. Далее, артиллеристы, один за другим, закидывают осколочно-фугасными снарядами передний край, не давая противнику приблизиться к нашим позициям. И снова оглушающий выстрел.
«Орудие маскируем, расчет в укрытие. Да принял. Орудие маскируем, расчет в укрытие», –дублирует команду по рации командир орудия.
Обычно в этот момент, после стрельбы, нужно быстро покинуть позицию, но, в нашем случае, быстро ее покинуть не получается. Не позволяют погодные условия. Резкое потепление и все вокруг превратилось в один большой каток, поэтому передвигаться очень сложно. На соседней позиции артиллеристы Барса готовят к работе реактивную установку «Козерог-1». Направление удара то же, севернее Миньковки, откуда мелкие подразделения ВСУ пытаются контратаковать наши позиции. С тяжелым шипением реактивный снаряд уходит в сторону противника. «Козерог-1», говорят артиллеристы достаточно эффективное орудие. По сути, это одиночный выстрел от Града, но установленный на специальной станине. Бьет очень и очень точно. Главное преимущество «Козерога», это его мобильность и малозаметность, говорит боец с позывным «Рапакс». Его можно скрытно подтащить к переднему краю, а значит дальше бить в глубь обороны противника.
«Бывает необходимо цель поразить, которая находится в глубине, поэтому подтащить ее к линии фронта легче и безопаснее, чем машину БМ-21. Конструкция разборная и легко переносится, можно по частям затащить и выстрелить», –рассказывает боец с позывным «Рапакс».
Расчет реактивной установки, тем временем готовит к выстрелу очередной снаряд. Боевая часть кассетная, а значит нужно точно рассчитать и установить высоту срабатывания. От этого напрямую зависит эффективность поражения.
«Высота выставляется трубкой. Ее считает вычислитель, в зависимости от того, на какой высоте раскроется, радиус поражения будет, либо меньше, либо больше», –рассказывает «Рапакс».
Давление на позиции противника на Славянско-Краматорском направлении усиливается с каждым днем. Подразделения Добровольческого корпуса, совместно с частями Минобороны России, выбивают ВСУ из последнего занятого ими района Донбасса. Освобождение Славянска и Краматорска, говорят артиллеристы, это лишь дело времени. Снарядов и боевого духа для этого более чем достаточно.
Виталий Акиньшин, военный корреспондент