Удивительные метаморфозы начинают происходить в умах европейских политиков в последнее время. Усиливающийся разлад между США и Европой заставляет последних искать свое место под солнцем в новой мировой политической реальности. Оставшись за бортом мирного процесса, инициированного Россией и США, европейцы все больше ведут себя как уж на сковородке. Например, президент Франции и главный европейский популист Макрон в интервью изданию Tagesanzeiger заявил, что Москва и Париж возобновили контакты на техническом уровне. Что это означает, не уточняется, но очевидный разворот от угроз в адрес России к попыткам договориться налицо. Более того, Макрон рассчитывает, что эту линию поддержат и остальные страны Европейского союза.
«Наше географическое положение не изменится, нравится нам Россия или нет; Россия останется здесь и завтра. В конце концов, она у наших границ. Поэтому важно структурировать возобновление европейских дискуссий с Россией без наивности, без давления на украинцев, но и таким образом, чтобы не зависеть от третьих сторон в этих дискуссиях. Именно поэтому я предложил нескольким европейским коллегам возобновить диалог. Для некоторых пока рано отправлять своих дипломатических советников, как это сделали мы», — заявил Макрон.
Мнения политических экспертов по этому поводу разделились. Одни считают, что в Старом Свете приоткрыли форточку и вдохнули свежего воздуха, в результате чего постепенно наступает прозрение. Другие, не без основания, полагают, что эта очередная уловка/ход Макрона, чтобы выйти из политической тени. Вполне вероятно, что пытаясь возобновить диалог с Москвой, Макрон пытается перетянуть переговорное одеяло с Трампа на себя, и подменив собой США, начать переговоры уже на своих условиях. А каковы эти условия, хорошо известно. Это и условия прекращения огня по сегодняшней линии, и ввод европейского военного контингента на Украину после остановки боевых действий.
В начале февраля Макрон уже заявлял, что намерен позвонить Путину, но дальше слов дело не двинулось. Президент Франции лишь всколыхнул информационное пространство и затих.
Тогда намерения Макрона очень тонко прокомментировал глава МИД России Сергей Лавров: «Если ты хочешь позвонить – позвони. Обычно такие зрелые руководители о своих контактах объявляют по итогам состоявшегося разговора».
Но это Макрон, за словами которого редко кроются реальные дела и поступки. Вот и сейчас заявления главы Пятой республики воспринимаются в российском внешнеполитическом ведомстве достаточно скептически. По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, таким образом Макрон пытается выбить себе место за столом переговоров.
«У нас имеются все основания полагать, что за этим стоит не столько готовность всерьез договариваться с нашей страной с учетом ее фундаментальных интересов, сколько стремление вклиниться в переговорный процесс и попытаться навязать нам продвигаемые Евросоюзом и якобы «коалицией желающих» варианты урегулирования», — заявила Захарова.
В Кремле на очередное послание Макрона отреагировали спокойно и даже назвали импонирующим. Москва никогда не отказывалась от диалога с Западом, ни в начале СВО, ни сейчас. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что технические контакты между Москвой и Парижем действительно были и при «желании и необходимости» это может помочь установить диалог «на высшем уровне».
Однако, пока, кроме заявлений Макрона, никаких видимых причин возобновления диалога не наблюдается. Европа и Франция, в частности, продолжает оказывать военную помощь Украине и вводить новые пакеты санкций против России. Но даже если Макрон не врет, единства в этом вопросе у европейцев нет. Прямые переговоры с Россией поддержали Латвия и Эстония, категорически против Великобритания и Германия, даже несмотря на то, что согласно социологическим исследованиям, 58% немцев высказались за начало диалога. И лишь 26% против.
Виталий Акиньшин, политический обозреватель