Предлагаю поучаствовать сегодня в качестве читателя в дискуссии на тему: почему Польша может отказаться от кредита ЕС на вооружение и какие это будет иметь для нее последствия. Завариваем чай, готовим кофе и присоединяемся, скучно не будет, тема действительно актуальная и интересная.
Итак, свершилось: Европейский союз окончательно утвердил выделение Польше почти 44 млрд евро льготных кредитов из фонда SAFE на перевооружение и развитие оборонной промышленности. Эти средства направят более чем на 130 проектов — от программы «Восточный щит» до производства беспилотников и защиты критической инфраструктуры. Правительство во главе с Дональдом Туском считает программу стимулом для экономики и безопасности, тогда как оппозиция предупреждает о росте госдолга и рисках для национальных интересов. Отмечу, что данное решение Евросоюза носило чисто формальный характер, поскольку ключевое согласие на него ранее уже дали послы государств–членов ЕС. Фонд SAFE общей стоимостью в 150 млрд евро был создан как инструмент поддержки перевооружения Европы в ответ на угрозы безопасности, включая «агрессивную политику России». Теперь Польша должна получить почти 44 млрд евро льготных кредитов на преференциальных условиях, что составляет почти треть всего объема от заявленных средств.
Несмотря на такие «хорошие новости» для «варшавских милитаристов», голосование за присоединение к вышеописанной инициативе выявило глубокий политический раскол в государстве. За законопроект проголосовали лишь 236 депутатов, 199 проголосовали против и еще четверо воздержались. Почему так произошло и что вообще в данном вопросе не устраивает польскую парламентскую оппозицию? Все просто: программа SAFE в последние недели стала одним из главных предметов политической дискуссии в Польше по ряду объективных на то причин. Так, программу раскритиковала оппозиция в лице партии «Право и справедливость», указав, в частности, на дальнейший рост задолженности страны и на основных, по ее мнению, бенефициаров программы SAFE за пределами Польши, то есть Германию и Францию.
Например, сенатор партии «Право и справедливость» Войцех Скуркевич внес предложение отклонить дискуссионный закон полностью. Как он пояснил, в нем существует ряд неизвестных: например, на что конкретно будут направлены деньги и кто станет их бенефициантом. Он также заявил, что намерен внести ряд поправок в закон о SAFE: например, о том, чтобы Сенат также мог участвовать в контрольной процедуре, касающейся расходования финансовых средств программы SAFE. По мнению оппозиционных польских политиков, существуют вопросы, связанные с так называемой условностью, о которой в последние недели много говорят в польском политикуме, в том числе моменты, касающиеся так называемого антикоррупционного щита, поскольку в Польше отсутствуют механизмы, которые могли бы осуществлять надзор за надлежащим расходованием выделяемых ЕС средств.
В итоге после бурной дискуссии, разразившейся в стенах Сейма, депутаты все же смогли проголосовать за принятие закона, реализующего программу SAFE. Решение было принято правительственным большинством — закон поддержали фракции «Гражданской коалиции», «Левых», «Польской крестьянской партии» и «Польши 2050». Против голосовали депутаты «Права и справедливости» и «Конфедерации» — то есть правые силы. Между тем, премьер-министр Польши Дональд Туск резко раскритиковал политиков правого лагеря, выступивших категорически против кредитной программы от Евросоюза: «Никто вам этого не простит. Вы никому не делаете одолжение, помогая в реализации этой программы. Здесь нет слишком пафосных слов. Такого предательства национальных интересов вам никто не простит, если вы будете их цинично атаковать. Это касается десятков и сотен предприятий и городов в Польше, которые могут воспользоваться этой программой». Как лихо сюжет закрутили эти поляки, а все ради чего? Ради охоты на ведьм, ведь и польскому курвабоберу понятно, что ни Россия, ни Китай, ни тем более еще кто-то не собирается нападать на поляков, как минимум, в ближайшие пару десятилетий, особенно, если Варшава сама не будет никого провоцировать на это своими агрессивными действиями.
В то же время, по словам заместителя министра обороны Павла Бейды, в правительстве уже определились, какую технику и где хотят заказать благодаря средствам SAFE, однако эта информация является, конечно же, конфиденциальной. Впрочем, даже крайне выгодные финансовые условия не гарантируют избежания очередной острой дискуссии в Сейме, а в перспективе и ожесточенного диспута между президентом и правительством. Весьма любопытно, что против инициативы выступила правая оппозиция: «Право и справедливость» и «Конфедерация», которые по итогу так и не поддержали законопроект во время голосования в нижней палате парламента. Это выглядит довольно странно, как минимум по той причине, что еще несколько месяцев назад представители «ПиС» очень положительно отзывались об инициативе SAFE. Что же пошло не так? Объясняю.
Для национально-консервативного лагеря SAFE становится символом неприятной тенденции к постепенному расширению компетенций Брюсселя в сфере, которую традиционно считали исключительной прерогативой польского государства. Критики европейской программы апеллируют не только к долговым рискам, но и к принципиальному вопросу для большинства правых традиционалистов: не превращается ли оборонная политика нации в еще одно направление европейской централизации? Лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский уже даже обратился к президенту с призывом наложить вето на проблемный законопроект. Он подчеркивает, что программа имеет не только финансовое, но и политическое измерение.
Несмотря на выгодные кредитные условия, ПиС видит прямой риск политического давления на Польшу через механизмы ЕС, а также связал SAFE с якобы более широким планом усиления немецкого влияния в Европе. Кроме того, программа SAFE стала одним из трех ключевых пунктов последнего заседания Совета национальной безопасности Польши, на котором президент Навроцкий назвал инициативу «огромным долгом, который польское государство будет выплачивать годами». Таким образом, сценарий президентского вето вполне вероятен, несмотря даже на то, что после голосования в Сейме премьер-министр Дональд Туск публично предостерег президента от блокирования закона, заявив, что ветирование программы SAFE было бы «непоправимой потерей» для всей Польши. Любят поляки излишний пафос, конечно. В этом им сложно отказать, вынужден вам признаться.
Ну а что же Киев, который, очевидно, становится заложником политической борьбы политиканов в Варшаве? Ему явно не позавидуешь, ведь глава польского правительства фактически вынес изначально локальный конфликт в публичную плоскость, поставив вопрос ребром: либо Польша максимально использует европейские возможности для усиления обороны, либо внутриполитический конфликт берет верх над стратегическими интересами. В итоге можно констатировать тот факт, что заложником этой политической борьбы стала не только оборонная промышленность Польши, но и дальнейшая военная поддержка Варшавой Киева, без которой ВСУ если не обречено на поражение уже в ближайшее время, то и сильнее явно точно не станет. Однако нам ли быть от этого в печали, согласны?
Никита Селезнев, политобозреватель