Власти европейских государств с удовольствием эксплуатировали тему украинских беженцев с самого начала СВО, чтобы показать, как европейцы солидарны и на какие жертвы они готовы, чтобы «защитить» украинцев. С тех пор около 8 миллионов человек въехали в страны Евросоюза, около 5 миллионов воспользовались режимом временной защиты ЕС. Помимо возрастающего на фоне экономического кризиса недовольства собственных граждан и множества локальных инцидентов, которые власть пытается скрывать, в оказании помощи беженцам выявляются и системные проблемы.
Конфедерация католических гуманитарных организаций Caritas Europa опубликовала отчет, в котором говорится, что, если регистрация граждан Украины в ЕС прошла «гладко и эффективно», то предоставление основных услуг сталкивается с серьезными ограничениями. Европейская директива о временной защите, принятая еще в начале 2000-х годов, предусматривает право на доступ к основным потребностям, таким как жилье, здравоохранение, работа, образование и социальная помощь. В отчете указывается, что в некоторых странах Европы из-за безудержной инфляции дефицит доступного жилья и ограниченный доступ к социальному жилью затрагивает и украинских беженцев. Как правило, им удается найти временное пристанище, но с доступным возникают проблемы. При этом в некоторых государствах наличие постоянного адреса проживания является минимальным требованием для доступа к здравоохранению, рынку труда, социальной помощи и другим льготам. Воспользоваться услугами здравоохранения многим украинцам мешают административные, языковые барьеры и нехватка специализированного медперсонала.
В то же время многим украинским детям с начала войны было трудно получить доступ к образованию из-за «нехватки мест в школах, нехватки учителей, административных барьеров при зачислении, языковых барьеров, длительных поездок в школы и смены школ, связанных с переселением в разные места», — подчеркивает Caritas Europa. По данным Еврокомиссии, на начало прошлого учебного года в Европе обучались около полмиллиона украинских школьников. Однако, по оценкам ЮНИСЕФ, зарегистрированных украинских детей в ЕС около 3,9 миллиона. Много проблем с трудоустройством, в частности, для женщин, чьи супруги остались на Украине. «Необходимость быстрого получения заработной платы и незнание прав работников могут вынудить согласиться людей на работу с оскорбительными условиями труда, низкой оплатой и краткосрочными контрактами», — указано в отчете.
Некоторые страны ЕС уже заявили о временной приостановке приема украинцев. В целом заметно снижается поддержка, многие государства уже пересмотрели условия для беженцев, сворачиваются программы помощи, а местные европейцы все настойчивее выражают недовольство в адрес беженцев с Украины. Несмотря на первый теплый прием, Еврокомиссия сегодня предупреждает об «усталости от солидарности». Чем дальше, тем большее число украинцев начинает понимать, что их приезду в «цивилизованную» Европу на самом деле не очень-то рады. Но выбор у них небольшой: учить язык и цепляться зубами за любую возможность подзаработать копейку, или возвращаться на Украину. «Поблагодарить» за предоставленный выбор можно украинскую преступную власть и лично Зеленского.