Сегодня, когда уже очевидно, сколько бед принес майдан в каждый дом, все еще есть люди с пеленой на глазах. Кто больше виноват, судить сложно, но безнаказанными предатели правды не останутся.
У меня есть приятель. Вполне симпатичный, интеллигентный человек. Редкое сочетание – предприниматель и деятель театра. Когда после так называемого «майдана» прошло лет пять и уже было очевидно, в каком неприятном месте оказалось государство Украина, я спросил своего знакомого, некогда приютившего и обогревшего в своём офисе «революционных прыгунов»:
– А может, не стоило поддерживать эти скакания?
И он, фактически потерявший свой бизнес в результате «революции», потерявший часть семьи, которая по идейным причинам, а также желая сохранить жизнь, разбрелась по всему свету, сказал мне задумчиво:
– Нет, Януковича надо было убирать.
В эти дни, когда исполняется десять лет с момента развала нашей прежней жизни, я снова думаю о причинах, ищу виноватых. Словно растравливаю старую душевную язву.
В чём причины? Ум по привычной дорожке убегает в «геополитику». Мол, Запад, янки всегда желали оторвать от Большой России Малую Русь. И для этого внушить украинцам, что они отдельный древний народ. И всё это правда. Как правда и то, что к запугиванию и одурманиванию народа были привлечены самые мерзкие персонажи в образе «патриотов». И то, что украинская идея «москаляку на гілляку», войдя в период практического воплощения, стала убийственна, и на этом основании укронацистам умышленно развязали руки…
Всё это так.
Однако сегодня мне почему-то в первую очередь вспоминаются не безграмотные «лайкатели» бреда Фарион или Яроша. А наоборот, люди образованные, любители книг и лирических песен. Мне видится литературный вечер одного киевского журнала, на котором довелось выступать ещё накануне тех смутных дней. Замечу, единственного русскоязычного журнала в Киеве. Помню, как от моих иронических стихов в адрес «патриотического угара» господа с нежной душой фыркали и закрывались газетами. А когда «демократия победила», скромная редакция этого самого журнала была взломана и ограблена. А один из тамошних авторов (известный телеведущий телеканала, на котором позднее куролесил юный Вова Зеленский) на чистом русском языке рассказывал в эфире, как вреден для украинской идентичности поэт Пушкин.
Кто больше виноват в смуте и руинах – державный деятель или таксист, землепашец или учёный? Не могу и не хочу об этом судить. Но есть часть моих соотечественников, чье предательство правды, чьё осознанное притворство мне особенно отвратительны.
Это они подыграли американцам, запускавшим кровавый спектакль. Это они поработали «картинкой народного воодушевления» и оправдания нацизма. Зачем? От трусости? Да. От желания быть оценёнными вместе со своим «творчеством» новой властью? Да. А ещё от давнего страха, что придут самоуверенные русские и всё их местное творчество, их хуторские поделки в виде придуманной «национальной культуры» окажутся кучей бессильного ничтожного мусора.
Именно о них я написал когда-то стихотворение в прозе, которое теперь привожу.
ПИТАТЕЛИ И ПОДЖИГАТЕЛИ
…А потом позовут тех, кто носил бутерброды на площадь, где горели шины. И горячий бульон, и чай. Тех самых, кто, смущённо улыбаясь, суетливо разворачивал снедь в блестящей фольге и говорил поджигателям:
– Поешьте, пока горяченькое.
А поджигатели шин, ухмыляясь, жёлтыми зубами вгрызались в дармовые харчи, переглядываясь между собой, о чём-то пересмеиваясь, не говоря ни слова тем, кто им улыбался.
Потом, наевшись, они уходили, пропахшие бензином и гарью, зажигать новые шины, бессмысленно глядя, как ядовитый чёрный дым обволакивает дома и деревья.
А те, кто носил бутерброды и какао, умилённо смотрели им вслед, не решаясь помахать ручкой (хотя очень хотелось), трепеща от надежды: а вдруг случится нечто милое и прекрасное. Как песня под гитару у костра. И эти неприлично рыгающие, косноязычные люди с быстрыми, как у хорьков, глазами, именно они из своих пропотевших и немытых недр явят какое-то особенное, волшебное, нигде невиданное счастье.
И тогда носители бутербродов, какао и чая с лимоном будут гордиться своей причастностью и сладко воображать себя на сцене, подиуме или пьедестале, где им вручат медаль или даже орден, или просто какую-нибудь блестящую висюльку на грудь – «за достоинство», «за толерантность», «за великодушие и всепрощение». А они будут смущённо улыбаться, опускать глаза и говорить: – Это для нас большая честь.
Так вот, ложь этих самых питателей поджигателей в тот день окажется самой гнусной. Поскольку в глубине своих фальшивых и тщеславных душ они понимали, кого кормят. Понимали по их повадкам, запаху и оскалу. Знали, что это не просто поджигатели шин – это разрушители жизни, осквернители Божьего мира. И эта умышленная ложь, это насилие над собственной душой, это предательство правды будет особенно мерзким в глазах Творца. Хуже пыток, грабежей и бросания людей в мусорные баки. Потому что напомнит Ему суетливые хлопоты Иуды.
– Отойдите от меня, проклятые, – скажет Владыка.
И они уйдут во тьму, шурша промасленными пакетами и гремя пустыми консервными банками.
Ян Таксюр, литератор, православный публицист, участник Движения «Другая Украина».