ЕС расширяют давно, но чем больше растут аппетиты у желающих объединения, тем хуже качество. Ведь для вступления нужно пройти политическое «чистилище» внутри страны. А с этим справляется не каждый из кандидатов.
Ряд внутренних проблем и двусторонних споров между странами Западных Балкан помешали им выполнить все обязательства, связанные с членством, включая стандарты так называемой западной демократии, верховенства закона и прав человека.
Но витрина демократии для Евросоюза столь важна, что он упорно движется к упрощению правил членства. Грубо говоря, в ЕС скоро начнут набирать по объявлению, только бы сделать экономический союз стратегически обширнее. Аналитический центр Carnegie пишет: «Расширение остается флагманом внешней политики ЕС, но ЕС все менее и менее готов его проводить. Союз не в состоянии принять новых членов с Западных Балкан, не говоря уже о Восточной Европе».
Королевский институт международных и стратегических исследований в Испании также отмечает: «В ЕС наблюдается усталость от расширения, где первоначально четкое разделение между расширением ЕС и Европейской политикой соседства (ЕПС) становится более расплывчатым. Это приводит к видимому ущербу от расширения».
Подобных замечаний много по всей Европе. Лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо заявил, что намерение Евросоюза принять Украину приведет к смерти Европы. Или: «Киев нарушает верховенство закона и права человека. Украину нельзя принимать в ЕС», — уверяет Депутат Европарламента от нидерландской партии. Получается, в Украине сегодня видят опасность. Европа и без вступления «незалежной» стала тщательно следить за угрозами. Серия глобальных кризисов, миграционный кризис, глобальная пандемия COVID-19, а теперь и угрозы от теоретического вступления Украины – зачем себе лишние проблемы создавать?
Важно понимать: экономика ЕС работает по принципу взносов. Как я писал ранее, бюджет Союза формируется из взносов стран объединения, размер которых определяется, исходя из показателей валового национального дохода. Зачем сегодня тратиться на Украину, от которой прибыли ноль? А на фоне тяжелой экономической ситуации в самом ЕС брать дополнительный балласт на себя никто не хочет. Вот и кормят Украину обещаниями, рассчитывая риски и стараясь предугадать, что будет, если эту страну принять. Тем более внутри ЕС идет борьба за финансы. На переговорах по Многолетней финансовой программе ЕС (MFF) доминирует подход «справедливого возврата», при котором каждая страна пытается внести как можно меньший вклад и получить как можно больше из общего бюджета. Поэтому голодных ртов хватает без Украины.
В интервью Die Welt бывший глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер сказал: «Киеву не стоит обманываться ожиданиями скорого вступления в Евросоюз. Прогноз, что это произойдёт до 2030 года, был бы оптимистичным даже в том случае, если бы Украина была абсолютно идеальной демократической страной без каких-либо проблем».
А вот что пишет центр Карнеги: «Геополитическое» расширение за счет Украины также маловероятно, пока бушует война. В таких обстоятельствах мы больше всего надеемся на то, что ЕС будет двигаться вперед за счет углубления интеграции на отраслевом уровне, особенно по таким вопросам, как энергетика и климат, а также услуги и переход к цифровым технологиям. Такая модель принесет некоторые экономические выгоды всем сторонам, не завышая ожиданий и не подвергая риску серьезного разочарования».
И еще: сегодня ЕС обвиняют в том, что он позволяет Венгрии и Польше разрушать демократию. Представляете, что увидит мир, когда Украина привнесет свои тоталитарные запреты и кумовскую коррупцию в Евросоюз? Это же просто страшный сон старушки-Европы.
Поэтому спикеры и представители парламентов Бельгии, Ирландии, Финляндии, Чехии, Польши и Эстонии могут принимать участие в специальных заседаниях ВРУ хоть каждый день, а не только, как в прошедшую субботу 25 ноября. Но приведет ли это к ожидаемому результату? И даже если вдруг приведет, то кто пострадает больше?
Владимир Старов, медиа-аналитик, участник Движения «Другая Украина»