Здравая внешняя политика – кратчайший путь попасть в немилость к США. Это уже произошло с некоторыми странами Европы и тенденция только набирает обороты.
Статья в Politico с заголовком «Приятель Путина Орбан подталкивает ЕС к краю пропасти из-за Украины» удивляет передозом лжи и подлога, избыточным даже для западной прессы.
Орбан – не «приятель» Путина. Это глава государства, отстаивающий интересы тех, кто его избрал – интересы своего народа и национальной экономики, и не шут на подтанцовке у Вашингтона. Но суверенная политика сразу же получает на Западе клеймо «пророссийская».
«Назревающий политический кризис, как ожидается, разразится на саммите в середине декабря, когда лидеры ЕС должны принять историческое решение о вступлении Украины в клуб из 27 стран и заключить ключевую бюджетную сделку, которая предоставит 50 миллиардов евро помощи пострадавшей от войны экономике Киева.
Предполагается, что встреча послужит сигналом для США о том, что, несмотря на политическую напряженность из-за войны на Ближнем Востоке, ЕС полностью привержен Украине», – пишет Politico.
В одном абзаце сразу 3 факта лжи. Во-первых, никакое «историческое решение» не планируют принимать в декабре. Там не будет обсуждаться принятие Украины в члены ЕС. Там, возможно, будут обсуждать – начинать ли процедуру переговоров о вступлении Украины в ЕС. Причем ранее сам факт начала таких переговоров означал чёткие перспективы членства страны в ЕС. Но в 2020 году были приняты новые условия (специально под Украину) – начало таких переговоров стране, о которой идёт речь, ничего не гарантирует и они могут идти бесконечно, останавливаясь и снова начинаясь. Но даже относительно ничего не гарантирующих переговоров нет согласия.
Во-вторых, стоило бы назвать вещи своими именами – экономика Украины, а также её население пострадало от политики Запада, от соглашательства Евросоюза с навязанной Вашингтоном антироссийской политики, приведшей к конфликту на Украине, разрушениям и потере сотен тысяч украинцев погибшими и миллионов покинувшими страну.
В-третьих, это будет «сигналом» для США не в «приверженности Украине», а в сохранении лояльности европейских вассалов своему Вашингтонскому сюзерену и согласию продолжать действовать вопреки интересам своих стран и народов.
Но и этому бесперспективному процессу больше всего создаёт помехи премьер-министр Орбан, который «требует, чтобы весь политический и финансовый процесс был заморожен до тех пор, пока лидеры не согласятся на полный пересмотр поддержки Киева со стороны ЕС».
Politico жалуется, что страна с всего лишь 2% населения Евросоюза держит в заложниках весь блок.
И это ложь. Венгрия не держит никого в заложниках, но остаётся редким примером сохранения здравого смысла в международных делах.
Их пугает суверенная политика Венгрии, которая даёт положительный эффект для её экономики и становится опасным примером для других стран. Один из чиновников ЕС на условиях анонимности прокомментировал ситуацию так: «Мы приближаемся к серьезному кризису».
Брюссель мог бы использовать против Венгрии так называемую процедуру ЕС по статье 7, применяемую в тех случаях, когда считается, что «страна рискует нарушить основные ценности блока». Эту процедуру называют «ядерным вариантом» ЕС, поскольку она предусматривает самую серьезную политическую санкцию, которую блок может наложить на страну-члена – приостановление права голоса по решениям ЕС. Politico напоминает, что опыт применения такой процедуры в отношении Австрии в 2000 году привел к резкому росту антиевропейских настроений в стране и санкции быстро отменили. А в нынешних условиях последствия могут быть непредсказуемыми.
В ЕС размышляют, как обойти венгерское препятствие, чтобы не допустить гнева Вашингтона из-за недостаточной «помощи» Украине. Речь шла и о возможности разбить сумму в 50 млрд евро до 2027 года на ежегодные транши, которые якобы выглядят не так впечатляюще.
Но кого они собираются обмануть? Они считают это недостатком в том, что не будет «предсказуемости и определенности для испытывающих трудности государственных финансов Украины». Господа, какая предсказуемость у Украины в 2024 году? Не говоря уже о 2027-м!
Европейские эксперты считают, что «это также послужило бы плохим политическим сигналом: если ЕС не может взять на себя долгосрочные обязательства по отношению к Украине, то как он может просить США сделать то же самое?» А если назвать вещи своими именами, то следовало бы сказать: США хотят переложить бремя финансовых расходов на содержание Украины на плечи европейцев, а сами планируют развивать свой ВПК. В том числе используя финансы, собранные в общую «шляпу» военных расходов, но тянуть оттуда средства будут в первую очередь именно США.
И для этих целей также ищут варианты обходы венгерской «пробки». Например, направляя целевые финансы военной помощи Украине не через наднациональные структуры ЕС, а через двусторонние соглашения. Или такие источники, как «Европейский фонд мира». Что может быть лживее и циничнее, чем использование «фонда мира в целях войны»?
Тема «поддержки Украины» всё менее популярна в Европе. Это показали выборы в Словакии и Нидерландах, где к власти пришли политические силы, заявляющие в своих предвыборных программах о прекращении поставок вооружений Украине и выделении средств. Теперь ситуацию американскому лобби в ЕС осложняют выборы в Европарламент, которые должны состояться в июне 2024 года.
И, хоть пока ещё источник вооружений и подачек для Украины не высох, принуждать государства Евросоюза отрывать из своих бюджетов для Украины нужные им самим финансы, становится всё сложнее.
Неформальная антиукраинская коалиция может увеличиться.
Украина может таять, как в территориальном измерении, так и в человеческом, тем не менее, оставаясь поводом для создания проблем и Евросоюзу, и России. Сохранение даже в половину меньшей от нынешней территории, подконтрольной Киеву, вполне устроит Вашингтон, если нынешний режим или аналогичный ему сохраниться на Украине.
Поэтому проблемы, возникающие у «коллективного Запада», о которых пишет Politico, не должны вводить в заблуждение. До Победы над нацизмом ещё далеко. Но она неизбежна.
А пока Орбан предлагает в эфире одной из венгерских радиостанций вернуться к вопросу о членстве Украины в ЕС лет через 5-10. Отличное предложение. К тому времени предмет дискуссии может раствориться в своей естественной среде обитания.
Александр Дудчак, кандидат экономических наук, участник Движения «Другая Украина»