Пока на юге и востоке подконтрольных Киеву территорий идут боевые действия, на северной стороне Украина сама минирует себя от Белоруссии и России, а на западном направлении от нее отгораживаются её «заклятые друзья».
Всё то, что Украине перепадало от Запада – кредиты, гранты, поставки вооружений – всё на Украине принято называть «помощью». Даже то, за что положено платить с хорошими процентами и длительно. И даже то, за что Украина платит жизнями своих граждан.
Но поляки всегда были людьми прагматичными, а их правительство, получая самые большие дотации из бюджета Евросоюза, предпочитает за всё выставлять счета. И за передачу вооружений Украине (в т.ч. и советских времен – счёт на 2 млрд евро был выставлен Евросоюзу), и за приём иностранных беженцев (Польша отказывалась принимать «беженцев» из Северной Африки и Ближнего Востока под предлогом исчерпания ресурсов из-за приёма украинцев, ещё до начала СВО, а после его начала вся польская щедрость и гостеприимство также оплачивалось из европейского кармана).
Время, когда убытки от «помощи» Украине из-за участия в антироссийских санкциях стали ощутимыми, совпали с выборами в нескольких европейских странах. В Польше избирательная кампания была построена во многом на заявлениях о необходимости ограничения поддержки украинского государства. По крайней мере в том, что наносит удар по интересам самой Польши.
Поскольку политические баталии в Польше до сих пор не закончены, то и препятствовать протестам официальные власти не рискуют, в данном случае – протестам автоперевозчиков, начиная с 6 ноября. Так же, как перед этим польские аграрии блокировали поставки украинского зерна.
С 6 ноября польские перевозчики начали блокировать движение грузовиков в трех пунктах пропуска на украинско-польской границе («Ягодин – Дорогуск», «Краковец – Корчова», «Рава-Русская – Гребенне»), а с 23 ноября началась блокада четвертого пункта пропуска – «Шегини – Медыка». Поляки, в частности, требуют восстановить систему разрешений для украинских коммерческих перевозчиков (за исключением гуманитарных грузов и припасов для ВСУ), приостановить действие лицензий для компаний, созданных на Украине после начала СВО, и провести их проверку, разделить очереди пустых и загруженных машин.
Пример поляков оказался заразителен. «А, шо, оказывается так можно было?», — сказали словаки. Ну, примерно так. И тоже присоединились с 23 ноября к блокированию украинских перевозчиков. А до того они присоединились и к блокаде украинского зерна (но тогда и румыны с болгарами были в связке, однако быстро слились, что тоже было ожидаемо – там уж совсем безвольное руководство, неспособное слово молвить против воли старших братьев с Запада).
И еще очень удачно подоспели выборы в Словакии. Так вовремя, что антиукраинская риторика помогла избраться политической силе, выступающей не только против экономической «помощи» Украине, но и против военной. И даже после выборов словацкое руководство продолжает выполнять свои предвыборные антиукраинские обещания – редкий случай!
И, конечно, не могла не принять участия в блокировке зерна и автоперевозчиков Венгрия – традиционно на протяжении многих лет не упускающая случая потроллить или пнуть Украину за её выходки в отношении венгерского нацменьшинства и создания проблем для её экономики. Румыны с бесхребетными болгарами были ситуативными союзниками в эпопее с зерном, а общей сухопутной границы у Украины с Болгарией нет. А выборы в Румынии (европарламентские, местные, парламентские и президентские) будут проходить только в конце 2024 года. И мы с вами ещё увидим, как разыграют там антиукраинскую карту.
Но пока из-за блокирования польскими перевозчиками польско-украинской границы экспорт из Украины грузовым транспортом через Польшу в ноябре сократился почти на 40%. Об этот говорит первый вице-премьер-министр – министр экономики Украины Юлия Свириденко.
«Только в ноябре объемы экспорта достигли 9,2 млн тонн. На грузовой транспорт пришлось 783 тыс. Конечно, наибольший объем нашего экспорта проходил через польскую границу – 282 тыс. тонн. Но до того, как польские перевозчики начали забастовку на границе, объемы были почти вдвое больше – на 39,3%. На некоторых пунктах пропуска, таких как «Ягодин – Дорогуск», «Рава-Русская – Гребенне» он почти замер или упал вдвое», – детализирует Свириденко.
Подконтрольные Вашингтону наднациональные органы Евросоюза не могут отказаться от навязанной официальной поддержки Украины. В связи с чем в Еврокомиссии заявили ещё 16 ноября, что возврат к старой системе, отмененной «транспортным безвизом» с ЕС, юридически невозможен.
Однако две стороны конфликта пытаются договариваться напрямую. С 1 декабря был согласован ряд мер для облегчения пропускной способности украинско-польских КПП. Замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач и госсекретарь министерства инфраструктуры Польши Рафала Вебера договорились: открыть пункт пропуска «Угринов – Долгобичув» для проезда пустых грузовиков, создать в системе «єЧерга» отдельные пасы для пустых транспортных средств в пунктах пропуска «Ягодин – Дорогуск» и «Краковец – Корчова», а также запустить пилотный проект с регистрацией в «єЧерга» непосредственно перед пересечением границы в пункте пропуска «Нижанковичи – Мальховице» сроком на один месяц.
Из промежуточных результатов противостояния: за время забастовки на польской границе умерло двое украинских водителей; на 2 декабря, в очередях в сторону Украины в Польше на четырех пунктах пропуска по-прежнему находилось около 2,4 тыс. грузовиков.
Невзирая на попытки достичь компромисса, польские дальнобойщики заблокировали партию американских патрульных. До того они не создавали заметных проблем для доставки военных грузов для ВСУ. По словам местных активистов, речь идет о патрульной лодке SAFE Boats International, которая является частью программы помощи от правительства США.
Но все войны когда-нибудь заканчиваются. И в нынешнем противостоянии, вероятно, появятся перспективы для компромиссов среди заклятых друзей после формирования правительства Польши. Первая попытка должна завершиться к концу первой декады декабря. Напомним, на прошедших недавно выборах в польский Парламент правящая партия «Право и справедливость» набрала 35,4% голосов – хоть и первое место, но оно не дает возможности Моравецкому сформировать правительство самостоятельно. «Гражданская коалиция» набрала 30,7%, однако вместе с оппозиционными «Третьим путем» (14,4%) и «Новыми левыми» (8,6%) она получила большинство в Парламенте.
Если попытка будет неудачной, право на формирование правительства получит Туск, тот самый, которого газета Politico назвала самым влиятельным человеком Европы в рейтинге 2023 года. И если ему удастся сформировать польское правительство, то, скорее всего, процесс поиска компромиссов будет более успешным.
Но пока можно взять новый пакет с попкорном. На то, как поляки с политическими украинцами проявляют взаимные искренние и исторически сложившиеся «симпатии», можно смотреть бесконечно.
Александр Дудчак, кандидат экономических наук, участник Движения «Другая Украина».