Миф о том, что Украина, выбрав курс на ЕС, стала резко богатеть, что вызвало «зависть» России, а эта «зависть» явилась причиной войны, широко тиражируется на Западе. Этот миф уникален тем, что обычно политический миф хоть на чем-то да основывается, а в этом нет ни слова правды. Во-первых, «окончательно выбрав западный вектор», и без того небогатая Украина начала резко беднеть, став самой бедной страной Европы. Во-вторых, Россия никогда не была против членства Украины в ЕС, она была против членства Украины в НАТО, в военном блоке, а не экономическом. В-третьих, уж чего-чего, а зависти к украинским реалиям в России явно не наблюдалось, завидовать было нечему. Наоборот, вплоть до 2022 года Россия оказывала Украине всевозможную экономическую помощь и торговые преференции, несмотря на санкции Запада, к которым Украина присоединилась в отношении России. Где же тут зависть? Тут доброжелательность и сочувствие.
Тем не менее этот миф держался в мировой повестке более года, но сегодня он рассыпается на глазах. В 2023 году Украина Зеленского в полной мере ощутила на себе комплекс мер «европейского добрососедства» в торгово-экономической сфере.
Киеву навязали ложный и заведомо проигрышный концепт европейского вектора экономической интеграции, создали абсолютно дискриминационную зону свободной торговли с ЕС, и все это сегодня дополняется комплексом новых ограничительных мер в отношении украинского бизнеса.
На первом этапе Европейская Комиссия со 2 мая по 5 июня этого года ввела эмбарго, запретив импорт пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника украинского происхождения в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию. 5 июня Еврокомиссия одобрила пролонгацию ограничений до 15 сентября. После 15 сентября последовали односторонние меры по запрету на импорт украинской сельскохозяйственной продукции прежде всего со стороны Польши и Венгрии (существенно расширили перечень подлежащей запрету продукции). С 1 января 2024 года, согласно официальным заявлениям, Словакия продлит эмбарго в отношении украинской сельхозпродукции.
На втором — с 6 ноября 2023 года польские перевозчики заблокировали движение грузового автомобильного транспорта на крупнейших пунктах пропуска польско-украинской границы. Сроки блокирования — до 1 февраля 2024 года. Польские фермеры, также присоединившиеся к транспортной блокаде Украины, планируют протест до 3 января 2024 года. 21 ноября перевозчики из Словакии временно блокировали движение грузового автомобильного транспорта в направлении одного из пунктов пропуска на границе с Украиной. А уже с 1 декабря Словакия заблокировала движение грузового транспорта через пункт пропуска на границе с Украиной. Параллельно Венгрия 2 декабря перекрыла въезд для украинского грузового автомобильного транспорта, следующего из Словакии.
В дополнение участники Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Венгрии, Польши, Словакии, Чехии и Литвы инициировали совместное письмо президенту Еврокомиссии с призывом пересмотреть соглашение, предусматривающее либерализацию международных грузовых перевозок с Украиной.
В результате блокады грузового автомобильного транспорта образовались многокилометровые очереди из тысяч автомобилей. Из-за чего на Украине произошли, к примеру, рост дефицита сжиженного газа, и, как следствие, увеличение его стоимости на 29%. Крупнейший производитель стальных канатов на Украине ЧАО «Стальканат» заявил, что вынуждено сокращает поставки в ЕС из-за ограничений на украинско-польских пунктах пропуска.
Что это, как не открытие экономического фронта ЕС против Украины? На Украине в один голос проецируют катастрофические последствия для экономики в случае продолжения и/или расширения транспортной блокады. Стране прогнозируют скачок инфляции, сокращение объемов внешней торговли и спад экономической активности. Казалось бы, согласно легенде об европейской интеграции, все должно обстоять совершенно иначе, но вот она, реальность.
По информации Минэкономики, в ноябре 2023 года объем экспорта украинской продукции, проходившей через границу с Польшей, сократился на 40%. Тогда как в парламентском Комитете по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики сообщили о выполнении индикативного показателя работы таможни (поступлений) на 81%. Согласно оценке Федерации работодателей Украины, ущерб Украины в результате транспортной блокады превысил отметку в 400 млн евро. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины, убытки перевозчиков по расчету утраченной доходности составляют 350 евро за простой в сутки. По расчётам Европейской Бизнес Ассоциации, в среднем один день простоя стоит одной компании потерь в размере около 1 млн грн (25 тыс. евро). Тогда как совокупная ориентировочная сумма ущерба с начала простоя, нанесенного опрошенным компаниям ЕБА, составляет по крайней мере 305,88 млн грн (7,8 млн евро).
Нынешний год в который раз подчеркнул: Украина в ЕС никому не нужна. Это в очередной раз подтвердили своими действиями некоторые страны-члены ЕС в сельском хозяйстве (эмбарго) и транспорте (блокада). Заявленная в 2022 году Еврокомиссией временная транспортная и торговая либерализация незначительно приоткрыла рынок ЕС, впрочем спровоцировала в дальнейшем торговую войну. Примечательно, что это как раз происходит спустя десять лет после начала так называемого «евромайдана», когда Киевом было объявлено решение отложить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, ввиду очевидных негативных последствий для экономики и промышленности страны.
Можно ли было предвидеть такой сценарий событий? Конечно! Возвращаясь к истокам проблемы, в 2013 год, напомню, что в тот период на Украине именно Общественное движение «Украинский выбор» сделало акцент как раз на экономических последствиях подписания кабальных условий Соглашения об ассоциации и создания зоны свободной торговли с ЕС. Однако власть проигнорировала наши расчеты и негативные прогнозные сценарии, парафировав и безоговорочно приняв навязанные нормы. В этом фундаментальная причина катастрофического экономического краха Украины.
Для нынешней Украины курс на евроинтеграцию — это проигрыш по всем направлениям. Во-первых, проигрыш в экономическом плане: полная сдача своего экономического суверенитета. Например, унизительный шантаж с требованием отмены моратория на экспорт леса-кругляка, исключение из национального законодательства Украины ограничительных мер в рамках локализации (в отношении стран ЕС). То есть все, что нам у вас нравится, отдайте даром. Во-вторых, проигрыш в политическом плане, сдача политического суверенитета, Украина не будет больше управляться из Киева, а станет бедной, бесправной европейской провинцией. Один из примеров — немыслимое вмешательство в систему формирования Конституционного суда и правоохранительных органов Украины. В-третьих, полная потеря своей реальной идентичности, ведь западные хозяева не скрывают, что хотят создать новый народ, очищенный от памяти, веры и моральных устоев прошлого. И с уничтожением «неправильного» народа, его религии, языка и ментальности команда Зеленского продолжает преступно с этим справляться — украинцы уничтожаются как экономически, так и физически.
Председатель Совета Движения «Другая Украина» Виктор Медведчук