На пути в Европу Украина стремительно превращается из индустриального государства в Дикое поле без дорог, аэропортов, заводов, памятников, а теперь и без метро.
Шесть станций киевского метрополитена, ведшие в отдаленные спальные районы, недавно были затоплены и потому закрыты на ремонт с весьма оптимистичным прогнозом – полгода. «Майданные» власти могут гордиться – «деколонизация» идет ускоренными темпами. А виновными в разрушениях и авариях быстро назначают, конечно же, тех, кто строил все это много лет назад – но никак не тех, кто был обязан поддерживать и чинить.
Виновных назначили, проблемы не решили
На этот раз в злодеи определили бывшего президента Виктора Януковича и экс-премьера Николая Азарова. «Банда Януковича пришла к власти в 2010 году и им надо было показывать быстрый результат – срочно открывать станции метро. И пофигу было, что гидроизоляцию сделать не успели. Сейчас из-за пиара Януковича с Азаровым будут страдать киевляне и местный бюджет», – заклеймил позором «злодеев» депутат Киевсовета из команды мэра Дмитрий Белоцерковец.
Почему об отсутствии гидроизоляции заговорили только сейчас, спустя 10-13 лет после открытия станций, и почему «новый» мэр Кличко, который рулит городом уже восемь лет, не распорядился устранить недоработку, когда, не глядя, выдавал разрешения на строительство массивных «плаз», «моллов» и прочих ТРЦ, да и просто высотных домов вокруг и над тоннелями метрополитена, – никто не докладывает.
Разумеется, эта часть вокруг реки Лыбеди всегда славилась непредсказуемостью почв-«плывунов» и требовала особого внимания к любому (!) строительству. Но, похоже, услышать реальную оценку состояния шести станций метро и узнать, что именно спровоцировало затопление и каковы реальные причины аварии, мы сможем нескоро. Пока вместо технических подробностей власти выдают в эфир только эмоциональные обличения в адрес предшественников. Впрочем, если судить по тому, насколько быстро была закрыта часть Голосеевской ветки, проблема действительно серьезная.
А пока почти четверти населения Киева и жителям южных пригородов можно только посочувствовать. Наземный транспорт катастрофически не справляется с потоком людей: такси и автомобили стоят во многочасовых пробках, маршрутки уходят переполненными, а очереди возле работающих станций метро и на всех остановках по пути Голосеевской ветки тянутся на километры. «Зато всего через шесть месяцев у нас отроется сразу шесть станций – это ли не рекорд скорости?», – оптимистично шутят киевляне.
А пока команда Кличко планирует запустить для них дополнительные 22 автобуса и пять троллейбусов. Причем, следует учесть, что на многих участках наземной дороги по линии метро есть всего по одной полосе в каждую сторону. Это и сейчас провоцирует заторы, а уж с увеличением парка – и подавно станет большой проблемой, ведь основных магистралей «центр – окраины» в Киеве не так уж много.
До открытия станций метро поездка из центра Киева в Голосеево была неудобной и занимала около двух часов. Правда, и населения там было в разы меньше, а потому транспорт худо-бедно, но справлялся. И вот – в 2010 году были открыты «Демеевская», «Голосеевская» и «Васильковская», в 2011 – «Выставочный центр», в октябре 2012 – «Ипподром», а перед самым Майданом, в ноябре 2013-го, Янукович торжественно открыл «Теремки» – станцию, пока поставившую точку в истории киевского метростроения.
Вот, начиная с 2010, когда добираться стало быстро и удобно, люди и начали массово заселять Голосеево и Теремки. Как на дрожжах росли элитные новостройки, один за другим открывались торгово-развлекательные центры и оптовые рынки, стоимость недвижимости в непопулярных ранее районах взлетела до небес. К началу 2022 года, по официальным данным, в Голосеевском районе жило около 250 тыс. человек, а по неофициальным – до 500 тысяч.
Сейчас, если верить Кличко, население Киева, после резкого уменьшения в 2022 году, вернулось к прежним показателям. А вот стоимость жилья – и покупки, и аренды – вряд ли в ближайшее время вернется к уровню до 9 декабря 2023, когда город лишился шести станций. Ведь все это элитное жилье строилось и сдавалось, как «квартиры у метро», что подразумевало приличную надбавку к стоимости.
Сейчас же риелторы ожидают обвала спроса и цен на покупку жилья и аренду в Голосеево и на Теремках. Причем это коснется и элитки, и эконом-класса – ведь даже «роллс-ройсу» придется стоять в той же пробке. Так что престижный район скоро может превратится в «заповедник гоблинов», как пресловутая Троещина, метро до которой при СССР построить не успели, а при Украине – не смогли, из-за чего район стал маргинальным и славился высокой преступностью и дешевым жильем.
Строить vs переименовывать
Киевскому метро не так давно исполнилось 60 лет – 6 ноября 1960 года, как раз в канун годовщины Октябрьской Революции, были открыты первые пять станций от «Вокзальной» до «Днепра». Работы начались еще в 1949 году, над стройкой трудились всем миром: сложнейший проект, в котором надо было учесть зыбкую почву с подземными водами, нетронутые пока археологические пласты и резкие перепады высот, разрабатывали ведущие специалисты союзных республик. Жюри конкурса на лучшие проекты станций получило 80 работ со всего Союза.
Проходчики и инженеры решали уникальные технические задачи: например, во время строительства станции «Арсенальная» – самой глубокой в мире, расположившейся в 105 метрах под землей, – им пришлось собрать на поверхности монолитный железобетонный портал весом в три с половиной тысячи тонн, который затем был спущен вниз по специальной шахте и установлен между двумя пролетами эскалаторов.
Когда работы наконец были завершены, в городе царил настоящий праздник. Жители других городов и близлежащих сел специально приезжали в Киев, чтобы полюбоваться чудесами метро-техники и невероятно красивым оформлением станций.
А вот празднование 60-й годовщины открытия первых станций прошло далеко не так пышно и радостно, ведь иначе пришлось бы признать тот факт, что «оккупационная власть» сделала для Украины что-то хорошее. Вместе с тем, хвастать особыми достижениями метростроя, начиная с 1992 года, не приходилось: из 52 станций киевского метрополитена только 19 были открыты во время независимости, причем часть их разработали и подготовили к реализации еще советские специалисты; некоторые новые станции 2000-х тут же закрывались из-за технических неполадок – и до сих пор стоят закрытыми.
После «злодейской панды», как еще шутят в народе, ни одной станции метро так и не было открыто. «Майданные патриоты» отличились лишь масштабным переименованием уже существующих. Зато «метро на Троещину» стало народным мемом, и построить его обещал каждый очередной мэр города, включая Кличко. Впрочем, реализовывать это обещание следующему мэру уже будет не с кем: большая часть специалистов давно уехала, в первую очередь – в Москву, где только за последние два года было построено около 60 км подземных путей (для сравнения, в Киеве за 32 года – всего 20 км).
Если вдуматься, «создание» и «переименование» можно смело назвать основными кредо «оккупационной» и «патриотической» властей. В них и состоит их главное отличие друг от друга. «Совєти» отстраивали разрушенный после войны город, создавая заново его облик и творя шедевры, которым потом «деколонизированная» Украина давала статус «объекта культурного наследия», как, например, красивейшей станции «Золотые ворота». «Патриотическая» власть в лице, в первую очередь, Кличко, только меняла названия и обезображивала городской ландшафт хаотичной и безвкусной застройкой.
Что же нужного для людей и города было построено в Киеве после 2014 года – вопрос чисто риторический.
В конце концов, именно этого и хотел Майдан – тех же пресловутых «декоммунизации» и «деколонизации» на пути в ЕС. Вот только, как ни странно, жаждущие этого люди почему-то забыли, что «советскими» были не только названия, но и сами строения, начиная с улиц и домов, заводов и больниц и заканчивая метро, электростанциями и железной дорогой. Все эти строения и делали Украину похожей на европейское государство. И сейчас, больше заботясь о переименованиях и борьбе с призраками, чем о поддержании всего, что было построено «оккупантами», Киев и вся страна постепенно теряют не только старые названия, но и свой «европейский вид».
Идти в ЕС Украине уже не с чем.
И рассчитывать на помощь Европы в строительстве, индустриализации или даже восстановлении сельского хозяйства не приходится. Истерики Польши, Словакии и других стран Европы по поводу украинского зерна были очень показательны и наглядно продемонстрировали заинтересованность европейского сообщества в развитии Украины. Строить там для людей, а не для собственной выгоды, европейцы не собираются, вложения в войну окупаются намного быстрее. Впрочем реальная ценность Украины для западного мира состоит вовсе не в ее силе и развитии.
Колониальный рынок сбыта идей и товаров никогда не может быть сильнее метрополии.
Специально для «Другой Украины» Дмитрий Курдов, историк, политолог